«За Христом» — проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня
Проповедь митрополита Николая (Ярушевича) в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Три раза в году — в числе этих дней и сегодняшний — святой Крест износится из алтаря на середину православного храма и пребывает среди нас на аналое. Мы его чествуем, преклоняем перед ним колена, лобызаем его.
И пусть, дорогие мои, это священное знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова будет сейчас источником для нашего назидания, даст нам всем урок на жизненном пути. Пусть святой Крест напомнит нам еще и еще раз, что каждый из нас, православных верующих людей, на своей земной дороге должен идти вслед за своим Сладчайшим Господом и понести свой жизненный крест: этого ждет от нас Господь.
Святой евангелист Марк говорит: Господь, «подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).
Господь Иисус Христос всех нас зовет следовать за собой: Он каждого из нас позвал идти за Собой еще тогда, когда не раскрылось наше сознание, еще в дни нашего младенчества, когда Дух Святый сходил на нас в святой купели крещения, когда Дух Святый освятил в таинстве миропомазания наши очи, наше чело, наши руки и ноги, всё наше существо, напитав нас Своей благодатью. Еще тогда Господь сказал нашему сердцу: «Иди за МЕЮЙ». И всякий раз, когда верующая мать приносила нас младенцами на своих руках в храм Божий, а потом приводила за руку и Святая Церковь питала нас Божественной Кровью, Господь повторял чистой детской душе каждого из нас: «Следуй за Мной».
Он не перестает нас звать идти за Ним всякий раз, когда мы входим в храм Божий. Он зовет нас не только в Своем храме, но и вне его: и днем и ночью, и среди работы нашей и в часы отдыха; когда говорит с нами через пашу совесть; когда посылает скорби; когда подает радости и благополучие. Бесчисленны и многообразны пути, какими Спаситель повторяет Свой призыв.
И вы слышите, мои дорогие, как говорит Господь об этом следовании за Ним: «Кто хочет идти за Мною…» Господь никого не принуждает, никого не заставляет силой идти за Ним. Господь дал каждому из нас свободную волю. Он никогда не отнимает от человека этого бесценного Своего дара. Человек свободной волей своей решает: идти за Господом или не идти.
Еще в дни Ветхого Завета в одной священной книге сказано о Господе Боге: «Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою» (Сир.15:16). Бог не покоряет сердце человека силой Своего всемогущества. Он пленяет его силой Своей правды, силой истины Своего учения, Своей Божественной любовью.
Он говорит: «Сын мой! отдай сердце твое Мне…» (Притч.23:26), то есть: «Сын мой, не разделяй твое сердце между Мной, Богом твоим, и грехом, которому ты служишь; отдай всецело сердце твое Мне». Вы слышите: Он только зовет, только просит. Он не хочет, чтобы мы веровали в Него и любили Его по принуждению. Он хочет, чтобы мы шли за Ним свободно, по убеждению нашего сердца, чтобы мы сердцем сами почувствовали, что нет для нас большей радости на земле, нет для нас большего счастья, большего блага, как веровать в Господа Бога своего, Его знать, Его святой воле подчиняться, за Ним идти и Его, нашего Небесного Отца, ощущать в своем грешном сердце.
Если бы Господь заставлял силой идти за Собой, какая цена была бы нашей добродетели? Если бы вера была насильно вложена в наше сердце, какое было бы достоинство такой веры? И если бы мы грешили только но принуждению силы вражеской, не было бы ответственности за наши грехи. Но мы сами грешим, свободной волей идем по пути греха! Так и за Господом мы идем не потому, что Он принуждает нас к этому. Мы идем за Ним потому, что носим в себе убеждение в том, что нет большего сокровища на земле для человека, как поклоняться святейшему имени Господа и жить под благодатными лучами Его Отеческой любви, Его постоянной о нас заботы. Он говорил через ветхозаветного пророка: «…обратись ко Мне…» (Ис.44:22). И там, где сердце обращается к Богу, где в этом сердце загорается вера в Бога Всемогущего и Многомилостивого, к этому сердцу в изобилии склоняется благодать Божия.
Вот над нами светит солнце. Мы любуемся этим светом, а больной глазами боится сильного света и прячется от него. Вот мы вдыхаем воздух. Он живит нас, он дает нам здоровье, а больной, имеющий нездоровое сердце, задыхается от этого воздуха. Так и благодать Божия, эта великая сила, животворно светит для того сердца, которое открывается навстречу ей. Если это сердце не открыто и в этом сердце нет веры, нет отклика на зов Божий — благодать Божия закрывает свой ток для этого сердца.
Господь завещает нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» Он велит нам, идущим за Ним, «отвергнуться себя». Это значит — отречься от всего грязного, скверного, смрадного, что пачкает и пятнает нашу белоснежную одежду, полученную в таинстве крещения, ту светлую одежду нашей бессмертной души, какую Дух Святый вновь одевает на нас в благодатном таинстве покаяния после нашего слезного раскаяния.
Представьте себе, что вы долгое время находитесь в темном и грязном помещении и вам не видно в этой темноте, в какой вы одежде. А когда вас озарит свет, вы вдруг увидите, что на вас грязная, рваная, смердящая одежда. Что сделал бы каждый из вас в первые же минуты? Он поторопился бы скорее сбросить с себя такую одежду и очиститься от той грязи, какая пристала к его телу.
О, если бы мы почаще заглядывали внутрь самих себя, в глубину нашей грешной души! Сколько таких пороков и грехов видел бы каждый из нас в себе, каких не замечает среди суеты жизни и к каким легко привыкает! Одни из этих пороков уже укоренились в нас, мы работаем этим страстям уже годы и, может быть, долгие годы; другие страсти толпятся у входа в сердце и пытаются укорениться в нем. А ведь каждая страсть, как источник духовной смерти, может убить нас на всю вечность, если она останется в сердце не исторгнутой, и мы возьмем ее с собой туда, куда могут войти только чистые сердцем и куда не проникнет никакая грязь.
О, захотелось бы и нам скорее очистить себя от грязи и греховного зловония! Если бы мы почаще омывали слезами раскаяния свое грешное сердце, мы были бы ближе к Богу, были бы род нее Ему, Господь не гнушался бы прийти в наше сердце и, обитая в нем, был бы для каждого из нас источником радости, благодатного утешения, духовного благополучия.
Господь велит нам «отвергнуться себя», отбросить всё, что порочит человека, всё, что недостойно священного звания чада Небесного Отца, и стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не дать порокам, греховной грязи обладать этим сердцем.
«Кто хочет идти за Мною, — говорит Спаситель, — отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Следуя за Господом, христианин идет тем путем, каким тел Он Сам. Господь говорит о том, что крест неизбежный наш спутник в земной жизни. Он не сказал: «Пусть возьмет свой крест тот, кто его имеет». Он говорит каждому: «Пусть возьмет свой крест», потому что крест есть у каждого из нас. Последователь Христов неизбежно, пока живет, до конца своих дней должен нести свой крест, как Господь понес Крест Своих тяжких страданий и Крест кровавой Голгофской смерти.
Этим путем, путем несения креста, а не путем радости и утех, шли в Царство вечной славы все святые, все верные Господу до последнего своего издыхания чада Небесного Отца. «…Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» — так говорит слово Божие (Деян.14:22). Таков закон человеческой жизни. И так как наша жизнь управляется Господом Богом Всемогущим, Который дает каждому дыхание жизни и отнимает это дыхание в то время, когда угодно Его Святой воле, то, значит, это закон нашего Сладчайшего Небесного Отца. Это Его воля, чтобы каждый из людей понес свою долю скорбей и лишений в земной жизни на пути к Царствию Небесному.
Почему таков удел каждого человека? Мы знаем, что болезни, скорби, страдания — это наследие нашего праотца Адама, и каждый из нас приумножает это наследие своими личными грехами. Вот почему земная жизнь, по слову пророка, это «труд и болезнь» (Пс.89:10).
Земная жизнь — это крестоношение для каждого христианина. Да разве не так? Ведь крест — это наши страсти, похоти, с которыми должен бороться каждый из нас, немощи и болезни нашего тела; это дух наш с его самолюбием, с его гордостью, жаждой мирских сокровищ и земных наслаждений; это наши всякие земные обязанности, ибо они сопряжены с самоотвержением, жертвами, уколами человеческого самолюбия; это домашняя жизнь, ибо в ней, наряду с радостями и утешениями, бывает немало и горького, скорбного, неприятного; это наши недостатки, наши нужды, бесчисленные виды наших человеческих скорбей.
Но, дорогие мои, по-разному переносит человек крест, неизбежный в его земной жизни. Один несет свой крест только потому, что жизнь заставляет его нести, несет только потому, что неизбежны эти болезни и скорби на пути жизни. И кто так несет свой крест, не во имя Господа, а только потому, что ему приходится подчиниться этому, тот легко впадает в озлобление, уныние, отчаяние. Но Господь велит нам, взяв свой крест, идти вслед за Ним. Кто идет за Господом, в сердце такого крестоносца среди всех скорбей, всего тяжкого, что встречается ему на земном пути, всегда есть благодатный источник утешения: его незримо сопровождает на этом пути Крест Христов с его непобедимой, с его Божественной силой. И в Отеческой любви Господа к Своим детям мы, крестоносцы, находим для себя такие духовные силы, при наличии которых мы можем понести любые страдания.
Святой апостол Павел учит нас, — и вы часто слышите эти слова на наших богослужениях, — что в нас, следующих за Господом детях своего Небесного Отца, должны быть те же чувствования, те же сердечные расположения, какие были в Господе Иисусе Христе, Сыне Божием (см.: Флп.2:5). Апостол заповедует нам подражать нашему Спасителю в несении нашего жизненного креста. Что мы должны приобрести в своем сердце, чтобы быть подражателями Господа нашего Иисуса Христа?
Подражать Господу — это значит в своем сердце воспитывать терпение, такое терпение, при котором человек не озлобляется во время страданий и болезней. Мы должны иметь в своем сердце всецелую покорность закону Божию, которая не испытывает, почему Господь велит делать одно и велит воздерживаться от другого, а стремится исполнить всё, что повелевает Господь. Истинно христианское сердце знает, что заповеди Божий — это воля Божия, какую должен исполнять каждый из нас. «Бог повелевает» , как говорит святой Андрей Критский в своем покаянном каноне. Иметь те же чувствования, какие имел Господь, значит носить в себе смирение: почитать себя худшим из грешников, недостойным участи лучшей, чем та, которую каждый несет.
Каждый из нас, дорогие мои, должен приумножать в своем сердце любовь к Господу Богу своему. Эта любовь должна быть любовью всего сердца, всей души, всего помышления. Это такая любовь, для которой слава Божия драгоценнее всего на свете, заповеди Божий — выше всего самого великого на земле, слово Божие — «слаще меда», как говорит псалмопевец (ср.: Пс.118:103), храм Божий — самое дорогое место пребывания на земле, Крест Христов — самая любимая святыня верующего христианского сердца.
Следующий за Господом Иисусом Христом трудится над тем, чтобы иметь чистоту помыслов, чистоту взора, чистоту души, хранить и беречь чистоту тела. Он полон всецелой преданности воле Божией и принимает все испытания как от руки Божией. Он живет любовью к ближнему, он спешит в своей короткой земной жизни сделать людям возможно больше добра, всегда помня слова Христовы, с какими Праведный Судия обратился к верным своим детям на последнем Страшном суде: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).
Вот, кто так идет вслед за Господом, подражает Ему в смирении, терпении, преданности воле Божией, любви к своему Небесному Отцу, любви и сострадании ко всем нуждающимся в помощи, тот удостоится от Господа великой чести. Спаситель говорит: кто исполняет Его заповеди, тот любит Его, а кто любит Его, тот будет возлюблен Отцом Небесным, тот будет награжден любовью Божией к себе, этим источником всех радостей и утешений, выше которых не может себе представить наше грешное, немощное человеческое сердце (см.: Ин.15-17). Ни одна земная радость, ни одна утеха, ни одно земное сокровище не может сравниться с теми радостями, какие Господь дает тем, кто идет вслед за Ним. Ничто не может сравниться с тем благодатным утешением, какое переживает каждый из нас, когда стоит на горячей и слезной молитве перед лицом Господа, когда ощущает всем своим существом протянутую Господом руку помощи и Отеческой любви, когда отходит от Святой Чаши.
Эти святые радости переживает в себе тот, кто несет крест, следуя за Господом, кто хочет исполнять волю Божию, подражать своему Господу и оставаться верным ему до конца дней.
Дорогие мои, будем этими верными детьми своего Небесного Отца! «Кто хочет идти за Мною…» — говорит нам Господь. И сердце каждого из нас пусть ответит на эти слова Христовы: «Господи! я хочу идти за Тобой. Ты — мой родной, вечный Небесный Отец!»
Неся крест, какой Господу угодно возложить на каждого из нас, будем исповедовать свою преданность Богу, восклицая голосом своего сердца: «Да будет воля Твоя, Господи, во всем!» Наше послушание Богу и Его заповедям сделает нас любимыми детьми своего Небесного Отца. И нет такого горя, нет такого страдания в жизни верующего человека, к которому не отнесся бы Небесный Отец со Своею любовью, со Своим благодатным утешением, ниспосылая нам через знамение святого Креста непобедимую, непостижимую Божественную Свою силу, нас подкрепляющую, утешающую и делающую нас, верующих людей, счастливыми.
А это счастье верующего сердца есть предощущение счастья вечного, какое даст Господь во всей полноте пережить тому, кто останется Ему верным до конца своих земных дней и, покидая эту землю, свой бессмертный дух отдаст в руки Божий.
ЖМП № 10 за 1949 г.