В Вологодской духовной семинарии состоялась очередная встреча Литературного клуба

 


 

 


24 апреля в Вологодской духовной семинарии состоялась третья в учебном году встреча участников Литературного клуба, которая была посвящена обсуждению «Божественной комедии» Данте Алигьери.


 

 


В мероприятии принял участие проректор по воспитательной работе, секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии иеромонах Ферапонт (Широков). Отец Ферапонт, приветствуя участников в связи с очередной встречей клуба, рассказал о личном опыте знакомства с поэмой великого флорентийского поэта, отметил непреходящую актуальность произведения, поделился своими мыслями по поводу его художественного своеобразия, а также поставил перед собравшимися ключевой вопрос, на который предстояло дать ответ по результатам обсуждения: какова цель написания «Божественной Комедии»?


 

 


Затем студент 3 курса бакалавриата чтец Николай Артёмов обратился к собравшимся с докладом, в котором рассказал об историческом контексте создания «Комедии». Были отмечены ключевые вехи в усилении во Флоренции противоречий между двумя враждующими партиями, гвельфами и гибеллинами, которые привели, в конечном счете, к кровопролитию и изгнанию некоторых флорентийцев из города, в числе которых был и Данте.

Далее студент 1 курса Максим Микоян рассказал о ключевых событиях в биографии Данте, уделив также внимание происхождению рода Алигьери.

Обсуждение продолжилось выступлением чтеца Николая, который с приведением свидетельств Джованни Бокаччо, первого биографа великого Данте, рассказал об особенностях восприятия творчества Данте его современниками и обратил внимание на сам факт проявления такого интереса к жизни и произведениям Алигьери у его младших современников.



 


Завершив обсуждение историко-биографического фона «Комедии», участники приступили к рассмотрению поэтики текста. Чтец Николай рассказал собравшимся об уникальности поэмы Данте с точки зрения выявления в ней нового подхода к художественности вообще, ведь Данте вышел из школы «нового пленительного лада», зачинателем которой был поэт Гвидо Гвиницелли. Также было отмечено, что «Божественная Комедия» стала абсолютно уникальным произведением, не повлекшем за собой целой традиции именно вследствие глобальности её замысла. Данте стремился не просто воспроизвести на народном языке форму так называемых «видений», составлявших особый жанр в средневековой литературе, но он поистине стремился создать неповторимое личное высказывание о пережитом не только им самим, но и всем человечеством как эпохи Античности, так и Средневековья. По выражению М.Л. Лозинского, «в «Божественной Комедии» Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, чтобы сказать свое слово».


 

 


Также участники обратили внимание на строфику и композиционное совершенство «Комедии», после чего приступили к анализу содержания «Божественной Комедии». Собравшиеся, проследив путь Данте по загробному бытию, в завершение обсуждения произведения были готовы высказаться по поводу поставленного в начале встречи вопроса: какова цель написания поэмы? Сам Данте даёт следующий ответ, изложенный в письме к Кангранде делла Скалла: «Но, оставив всякие тонкости изысканий, нужно кратко сказать, что цель целого и части — вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья». Участники пришли к выводу, что цель написания «Комедии», следовательно, имеет характер дарственный, то есть произведение становится нравственно-дидактическим призывом, написанным на общедоступном языке и обращенным не только к современникам, но и к бесчисленному количеству читателей в будущем. Однако Данте, безусловно, преследовал не только эту цель, ведь «Комедия» – это и его высказывание о себе самом, о его духовном пути от «сумрачного леса» греха до нахождения высшего покоя души в Боге. Вступить на этот путь его сподвигла любовь к Беатриче, ставшей проводником Алигьери по Раю, заменив собой в этом качестве Вергилия. Следовательно, именно любовь, что «движет солнце и светила», подлинно явилась музой для великого флорентийского поэта.



 


Участники клуба, завершив обсуждение «Божественной комедии», выбрали следующее произведение для рассмотрения – «Гамлета» Уильяма Шекспира.


 

269 просмотров