В Вологодской духовной семинарии состоялась очередная встреча Литературного клуба

 


 

 


6 марта в стенах семинарии состоялась вторая в учебном году встреча участников Литературного клуба, которая была посвящена обсуждению «Исповеди» святого блаженного Августина, епископа Иппонского.

В мероприятии принял участие проректор по воспитательной работе, секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии иеромонах Ферапонт (Широков), с приветственного слова которого открылась очередная встреча клуба. Отец Ферапонт рассказал о личном опыте знакомства с «Исповедью», отметил непреходящую актуальность святоотеческого творения святого Августина и поделился своими мыслями по поводу специфики текста.

Затем студент 3 курса бакалавриата чтец Николай Артёмов обратился к собравшимся с докладом на тему: «”Исповедь” святого Августина как начало литературы Средневековья». В выступлении были изложены основные исторические факты, связанные с написанием произведения, приведены результаты литературоведческого анализа текста. Было отмечено жанровое новаторство «Исповеди» как первой в мировой литературе полноценной автобиографии: «Автобиографии мы не должны отождествлять с ведением дневника или даже написанием мемуаров. Автобиография, оставаясь ценным с исторической точки зрения памятником, всегда тяготеет к художественности, к эстетическому ретроспективному рассмотрению своего опыта жизни. Автор встаёт в некоторую рефлексивную позицию, когда анализу, критике подвергается пережитое во всей своей массе. Уникален сам ракурс, точка зрения, с которой ведется повествование. Автор говорит сам о себе, и, если это такой автор, как Августин, он непременно подвергнет свою жизнь самому жесткому, пристальному рассмотрению».

Новаторством в области жанра обуславливается и тот факт, что обыкновенно данное произведение рассматривают не только как высокий образец западной патристики Золотого века святоотеческой письменности, но и как важную веху в развитии мирового литературного процесса, с которой некоторые исследователи ведут отсчет собственно литературы Средневековья.

Далее последовало обсуждение содержания книги. Участники выделили основные вехи в развитии мировоззрения Августина, отраженные в его «Исповеди», а также обсудили некоторые богословские взгляды святого. Детально был рассмотрен эпизод окончательного обращения блаженного Августина к истине православного учения.

В завершении собравшиеся должны были ответить на ключевой дискуссионный вопрос: для кого эта «Исповедь», кому она посвящена? Участники клуба пришли к выводу, что произведение как единая, непрерывающаяся молитва всецело устремлено к Богу, однако как образец высокого словесного искусства оно обращено всем христианам, желающим утвердиться в вере. В ходе рассуждения была выделена ещё одна смысловая грань: книга посвящена и вполне конкретным людям: матери святого Августина, святой Монике и её супругу Патрицию. Августин прямо пишет об этом: «Да пребудет она в мире с супругом своим, кроме которого никого не знала… Внуши же, Господи, рабам Твоим, братьям моим, сынам Твоим, господам моим, которым служу словом и сердцем, чтобы они, читая эти строки, поминали у алтаря Твоего Монику, служанку Твою, вместе с Патрицием, мужем её, через плоть которых Ты ввел меня в эту жизнь» (IX, 13).

Участники клуба, завершив обсуждение «Исповеди», выбрали следующее произведение для рассмотрения – «Божественную комедию» Данте Алигьери. 


 

297 просмотров