В духовной школе состоялась заключительная в учебном году встреча Литературного клуба
25 июня в Вологодской духовной семинарии состоялась заключительная в учебном году встреча литературного клуба, приуроченная к 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира и посвященная обсуждению «Гамлета», одной из известнейших пьес великого английского драматурга.
Мероприятие открылось приветственным словом студента 3 курса чтеца Николая Артёмова, в котором была выражена благодарность постоянным участникам клуба и подмечена особая важность проведения подобных встреч, основная цель которых заключается в насколько возможно углубленном рассмотрении текстов мировой художественной литературы и осуществлении их интерпретации с позиции православного читателя.
Далее участники обсудили исторический контекст эпохи Шекспира и личную судьбу великого драматурга, были затронуты ключевые вопросы шекспироведения, касающиеся проблемы атрибуции тех или иных текстов Уильяму Шекспиру, сыну простого перчаточника, а также самой историчности фигуры Шекспира. Чтец Николай привел ряд доводов историко-филологического характера, свидетельствующих о праве на существование классической теории авторства, утверждающей, что именно Уильям Шекспир, во-первых, действительно существовал, во-вторых, является подлинным автором своих пьес с поправкой на коллективный характер написания драматических текстов периода Елизаветы I, что не отменяет единства финальной редакторской работы, проводимой одним конкретным автором.
Было уделено внимание и обсуждению самого феномена театрального искусства периода Шекспира, понимаемое как эстетическая проекция реального мира на сцене. Сам театр, где трудился и впервые ставил свои пьесы Шекспир, именовался «Глобусом» («The Globe»), что можно перевести одновременно и как глобус в смысле модели Земного шара, и собственно как название планеты Земля. Театр, следовательно, есть некая модель «космоса».
Завершив историко-биографическую часть беседы, участники приступили к рассмотрению самой пьесы «Гамлет». Собравшиеся отметили, что Гамлет является, быть может, одним из самых противоречивых персонажей в европейской литературе Нового времени, с которого и начинается качественно иной подход к изображению действующих лиц. Гамлет – это первый персонаж, для которого декартовский тезис «мыслю, следовательно, существую» определяет всю его специфику. Гамлет – рефлексирующий персонаж, оказывающийся в неестественных для себя жанровых реалиях трагедии-мести.
Участники клуба подметили множественность евангельских аллюзий, включенных Шекспиром в текст трагедии, а также тезис, из которого исходит всё гамлетовское мирощущение и который точно также можно проиллюстрировать словами из Нового Завета: «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5, 19).
В завершении дискуссии участники клуба пришли к выводу, что Шекспир стремился создать некую «универсальный», во все времена актуальный, облеченный в художественную сценическую форму «философский трактат», посвященный вечным темам: добро и зло, сущность греха, возможность любви, возможность справедливости в мире и, как следствие, возможность справедливого, христианского государя на троне. «Гамлет», следовательно, – это общечеловеческая трагедия, которая, быть может, в большей степени, чем какое-либо иное произведение эпохи Нового времени, повлияло на весь дальнейший литературный процесс. А вопросы, поставленные Шекспиром, в будущем по-разному разрешались в западной и, позднее, в отечественной классической литературе.
По окончании мероприятия чтец Николай повторно поблагодарил всех участников Литературного клуба за проявленный интерес к проведению подобных встреч и подвел итоги деятельности клуба за прошедший год. Собравшиеся вместе определили, что, завершая Шекспиром цикл бесед по западной литературе, в следующем году в рамках встреч Литературного клуба будут рассматриваться произведения русской классики XIX века, начиная с Александра Сергеевича Пушкина.