В духовной школе состоялась первая в новом учебном году встреча Литературного клуба
9 октября 2024 года в Вологодской духовной семинарии состоялась первая в новом учебном году встреча участников Литературного клуба, посвященная обсуждению великого романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Ведущими встречи выступили проректор по воспитательной работе игумен Ферапонт (Широков) и референт наместника Спасо-Прилуцкого монастыря, студент 4 курса чтец Николай Артёмов. Также на мероприятии присутствовал заведующий заочным сектором обучения, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Александр Владимирович Загуменнов.
Встреча традиционно открылась словом проректора по воспитательной работе игумена Ферапонта (Широкова). Отец Ферапонт поприветствовал постоянных и новых участников Литературного клуба, поделился личным опытом знакомства с романом, отметил особенности, которые определяют специфику пушкинского текста, а также предложил участникам ответить по итогу обсуждения на два вопроса, без ответа на которых невозможно понять произведение: «“Евгений Онегин” – это роман о любви или о страсти?» и «Где (на персонажном уровне) может быть отыскан сам автор?» Также отец Ферапонт для визуализации перичного текста. сопроводил своё выступление фрагментами из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
Затем к участникам обратился референт наместника Спасо-Прилуцкой обители, студент 4 курса чтец Николай Артёмов, который рассказал, опираясь на структурно-семиотический подход Ю.М. Лотмана, а также на герменевтическую теорию интерпретации, об особенностях поэтики романа «Евгений Онегин» и о многоплановости этого великого текста.
Далее участники перешли к обсуждению произведения в рамках классического подхода, затронув сюжетно-фабульную, персонажную, детальную организацию и прочие элементы структуры произведения. В итоге собравшиеся пришли к мнению, что история отношений Евгения Онегина и Татьяны в себе как раз и заключает поляризацию эгоистического мировосприятия и любви, которая «не ищет своего» (1Кор. 13: 5). В судьбе центральных действующих лиц романа эти две категории (эгоизм и любовь) обусловили исход для каждого. И хотя финал произведения не может быть назван счастливым ни для Онегина, ни для Татьяны, именно Татьяна, по мысли Ф.М. Достоевского, – это «положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным». Как отмечает ряд исследователей (и косвенно на это указывается в самом тексте), Пушкин «свой милый идеал» видит именно в фигуре Татьяны Ларины.
После обсуждения, касающегося классического подхода к тексту Пушкина, чтец Николай предложил ко вниманию участников доклад на тему « “Евгений Онегин” как роман-диалог», в котором была осуществлена попытка предложить иной, дополняющий традиционный взгляд на великий роман. Чтец Николай указал на то, что, во-первых, «Евгений Онегин» с точки зрения сюжета не может быть назван уникальным текстом, во-вторых, что Пушкин сознательно включил в свой текст большое количество литературных реминисценций и интертекстуальных вставок (первая глава романа, как известно, даже начинается с цитаты). Вследствие этого было отмечено, что всё величие и подлинная уникальность романа заключается в гениальном художественном решении Пушкина создать текст, который не исчерпывается событийностью и персонажностью: это «свободный роман», построенный по принципу диалога с читателем. И в этом великом произведении, создававшемся на протяжении 7 лет, всецело явлена авторская субъективность. По слову современного отечественного филолога Евгения Викторовича Жаринова, «Евгений Онегин» – это пушкинская «дерзкая попытка обрести бессмертие в тексте».
Завершив обсуждение «Евгения Онегина», участники клуба решили следующую встречу вновь посвятить творчеству А.С Пушкина и рассмотреть не менее значимое произведение отечественного классика – «Капитанскую дочку».