Учебный комитет. Статья протоиерея Максима Козлова
Вышел в свет 70-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «У». В этом томе размещена статья по истории Учебного комитета Русской Православной Церкви.
Учебный комитет, синодальное учреждение РПЦ, ответственное за методическое и административное руководство духовными образовательными организациями РПЦ, ведущими подготовку священнослужителей и церковнослужителей в высших духовных учебных заведениях, координирует развитие церковной науки и осуществляет взаимодействие с органами гос. власти в сфере образования. По положению Устава Русской Православной Церкви (п. 2, гл. XIX) “духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет”, деятельность которого определяется установлениями правосл. веры, указаниями священноначалия РПЦ и нормами светского законодательства.
В структуре У. к. действуют комиссии По зачислению лиц, досрочно отчисленных из духовных учебных заведений, в другие духовные учебные заведения РПЦ, Номинационная, По согласованию рукоположений в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом, Межведомственная комиссия, занимающаяся центрами подготовки церковных специалистов. Председатель Учебного комитета по должности входит в состав Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений
На кон. 2022 г. в систему высшего духовного образования РПЦ на территории Российской Федерации входили 3 ДА (Московская; С.-Петербургская и Сретенская), Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 38 ДС, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский Православный университет святого Иоанна Богослова. За пределами России действует ряд духовных учебных заведений: Минская ДА и 2 ДС в Белоруссии, Рижская ДС в Латвии, Алматинская ДС в Казахстане, Свято-Троицкая ДС в Джорданвилле (США), Ташкентская ДС в Узбекистане, Киевская ДА и С и 5 ДС на Украине, Кишинёвская ДАиС.
Управление духовным образованием в России в 1721–1917 гг. В Духовном регламенте 1721 г. были предложены 2 формы духовных школ: местная, для нужд епархии, подчинявшаяся епархиальному архиерею, и особая, общецерковного значения, подчинявшаяся Духовной коллегии. С преобразованием коллегии в Святейший Синод с 1721 по 1726 гг. при нем существовала Контора школ и типографий, затем попечение о них было возвращено вновь Синоду.
В последующие десятилетия проекты развития в России системы духовного образования не имели успеха, среди них можно выделить “академическую реформу” 1798 г., в к-рой помимо прочего закреплялись отношения окружных семинарий и академий, предлагалось единообразие учебных планов по образцу Александро-Невской академии (ныне С.-Петербургская ДА). Однако ограниченность предлагаемых мер не позволила создать централизованную систему.
В нач. XIX в. были представлены неск. проектов преобразований, в 1807 г. был учрежден Комитет под председательством С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова), подготовивший доклад и “Начертание правил о образовании духовных училищ и о содержании духовенства при Церквах”, в к-рых были изложены основы системы духовного образования и предложено учредить при Синоде Комиссию о духовных училищах (КДУ), учрежденную 26 июня 1808 г. (ПСЗ. Т. 30. С. 395–396).
30 авг. 1814 г. имп. Александром I были утверждены новые проекты уставов для духовных академий, семинарий, уездных и приходских училищ, заложившие принципы управления духовно-учебной системой. Эпоха КДУ оценивалась положительно большинством современников и исследователей, однако реформа шла непоследовательно. После своего назначение в 1836 г. обер-прокурором Синода Н. А. Протасов (Пратасов) предложил свою концепцию преобразования духовно-учебной системы в течение 1836–1837 гг., для чего предлагал упразднить КДУ, как дублирующую состав и функции Синода. В 1839 г. КДУ была упразднена с предписанием “сосредоточить в Святейшем Синоде” высшее руководство духовно-учебной частью, а для исполнительного производства духовно-учебных дел учреждалось Духовно-учебное управление (ДУУ) (2 ПСЗ. Т. 14. С. 179–183). Главнейшие духовно-учебные дела подлежали ведению Синода, другие предоставлялись распоряжению обер-прокурора или же самостоятельным действиям ДУУ.
В силу сосредоточенности ДУУ на формальных вопросах духовно-учебные преобразования возлагались на особые присутствия и временные комитеты, деятельность к-рых курировалась ДУУ, обеспечивавшим их взаимодействие с Синодом. К кон. 50-х гг. XIX в. возникла дискуссия о преобразовании ДУУ в соответствии с новыми потребностями духовного образования.
Духовно-учебный Комитет (1867–1918). В 1867 г. ДУУ было упразднено и для обсуждения “подлежащих разрешению Главного Духовного Управления” дел и для “наблюдения, посредством ревизий, за состоянием сей части в духовно-учебных заведениях” при Синоде учреждался подведомственный ему У. к. (2 ПСЗ. Т. 42. С. 496–498). Он состоял из председателя в священном сане и 9 духовных и светских лиц; председатель и входившее в состав комитета духовенство назначались непосредственно Синодом, светские лица — по предложению обер-прокурора. Обсуждению У. к. подлежали: 1) вопросы внедрения новых уставов духовно-учебных заведений; 2) предложения по усовершенствованию учебно-педагогической части в этих заведениях; 3) программы преподавания предметов; 4) учебные руководства и иные дополнительные учебные материалы; 5) книги, сочинения и периодические изд. для распространения в учебных заведениях; 6) годовые отчеты о состоянии духовно-учебных заведений; 7) отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений; 8) необходимые меры, по содержанию тех или других отчетов; 9) вопросы и предложения по устройству уч-щ девиц духовного звания.
Первый период деятельности У. к. (1867–1884) связан с именем его первого председателя прот. И. В. Васильева (1867–1881). В 1867–1884 гг. деятельность У. к. была сосредоточена на преобразовании духовно-учебной системы в соответствии с положениями устава 1867 г. В ведении комитета находились ДС и ДУ, однако, отношения с академиями четко определены не были. В целом, значимость У. к. по сравнению с КДУ была меньше, комитет имел свою рубрику в “Церковных ведомостях”, важным направлением его деятельности были ревизии духовных учебных заведений. Для улучшения воспитательной работы в 1871 г. был издан сборник “Об устройстве воспитательной части в семинариях” и в 1874 г. “Об устройстве воспитательной части в Духовных училищах”. В 1883 г. председателем стал прот. А. И. Парвов, занимавший должность до 1897 г.
Во втором этапе (1884–1900) деятельность комитета оценивается как вынужденно пассивная, его участие в подготовке духовно-учебной реформы было весьма ограниченно. Ход реформы 1884 г. во многом определялся обер-прокурором К. П. Победоносцевым и его канцелярией. Принявшие участие в работе комиссии по выработке новых уставов председатель У. к. и ряд его сотрудников реально на ход реформы не влияли.
Новая попытка духовно-учебных преобразований, включавшая уточнение роли и влияния Комитета, связана с работой комиссии 1896 г под председательством митр. Киевского и Галицкого свт. Иоанникия (Руднева). В 1897 г. председателем У. к. стал прот. П. А. Смирнов (1897–1905). На основе наработок комиссии митр. Иоанникия У. к. подготовил свой проект реформ в 1901–1905 гг., к-рый, однако, был признан Синодом неудовлетворительным.
Наибольшую значимость в этот период приобрела ревизионная деятельность комитета. В среднем в течение года ревизии проводились в учебных заведениях 10 епархий. О своих наблюдениях ревизор в устной форме сообщал местному правящему архиерею, а для У. к. составлял письменный отчет, предварительно представляемый лично обер-прокурору Синода. На основании отчетов в У. к. разрабатывались предписания для конкретной епархии и общие циркуляры.
Епископ Арсений (Стадницкий)
Третий период (1901–1917) можно считать эпохой “попыток к преобразованию духовно-учебных заведений”, но омраченной “недоверием Св. Синода к Учебному Комитету” и непониманием большинства преподавателей, особенно академических. В 1906 г. председателем стал Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий; впосл. митрополит). В его в лице У. к. наконец получил своего представителя в Синоде. Еп. Арсений сурово оценил безвластное положение комитета и усилил значение духовно-учебных дел в работе Синода. В сент. 1907 г. архиеп. Арсения на должности председателя сменил прот. Д. Н. Беликов (впосл. архиепископ Томский, уклонился в григорианский раскол, см. ст. Димитрий (Беликов)).
В 1909 г. велись дискуссии о значении У. к. Для координации научно-богословской деятельности духовных школ было выдвинуто предложение об учреждении при Синоде Академии богословских наук или Учено-богословского совета. Это учреждение могло бы исполнять и роль Высшей научно-богословской аттестационной комиссии, но данный проект так и не был реализован. В том же году при комитете был учрежден справочно-статистический отдел, на к-рый была возложена задача по сбору и обработке сведений, касающихся духовных учебных заведений. Наибольшее внимание при этом уделялось данным об административно-педагогическом составе, кроме того, обрабатывались сведения об учащихся, о финансово-хозяйственной деятельности и материальных нуждах духовных школ, составлялись предметные и алфавитные указатели учебников, одобренных комитетом.
В 1913 г. после прот. Д. Беликова вторым председателем в архиерейском сане стал активный участник духовно-учебных реформ Финлядский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси). В апр. 1917 г. архиеп. Сергия на должности председателя сменил прот. К. М. Аггеев (1917–1918). На его председательство пришелся последний эпизод деятельности дореволюционного комитета связан с реформой управления духовно-учебной системой в трудах Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вопрос о реорганизации У. к. был поставлен на I Всероссийском съезде деятелей духовной школы (25–31 мая 1917, г. Москва), на к-ром присутствовал председатель У. к., а большинство делегатов составили преподаватели семинарий. Вопрос реформирования центрального органа духовно-учебного управления был одним из основных и необходимость изменений не вызывала сомнения у участников Съезда.
К 15 авг. 1917 г. основной состав У. к. переехал в Москву, как и прочие синодальные учреждения. В Петрограде было организовано Петроградское отделение комитета, обязанности председателя исполнял проф. И. Г. Троицкий.
Поместный Собор обсуждал вопрос о центральном духовно-учебном органе как в заседаниях отделов о духовных академиях и о духовно-учебных заведениях, так и в общих соборных заседаниях. На заседании Собора 19 сент. 1918 г. Тифлисским и Бакинским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым; впосл. Казанский и Свияжский) был представлен совместный доклад отделов о духовно-учебных заведениях, о церковно-приходских школах, о преподавании Закона Божия и издательского. Возникла мысль объединить все учебное дело в каком-либо одном органе и Собор принял постановление: управление духовно-учебными заведениями, церковно-приходскими школами и законоучительством в светских учебных заведениях сосредоточить в Школьно-просветительном отделе Высшего Церковного Совета (ВЦС) с упразднением прежних управляющих органов — У. к. и Училищного Совета. У. к. был упразднен 4 окт. того же года по постановлению соединенного присутствия Патриарха, Синода и ВЦС.
Архиепископ Иларион (Троицкий)
В годы гонений управление духовным образованием было невозможно по очевидной причине его повсеместного уничтожения, декрет 1918 г. “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” фактически ставил религиозное образование вне закона. В годы гонений мученическую кончину принял ряд сотрудников У. к., среди них столь известные как митр. сщмч. Петр (Полянский), архиеп. сщмч. Иларион (Троицкий), последний председатель комитета прот. К. Аггеев.
Возрождение деятельности У. к. Воссоздание комитета стало возможным в результате изменения религ. политики советского правительства в годы Великой Отечественной войны, начавшегося после первой встречи представителей Церкви и гос-ва 4 сент. 1943 г. На ней был поднят вопрос о необходимости подготовки священнослужителей и было получено согласие на открытие духовных учебных заведений.
После Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1943 г. новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), поручил заняться возрождением духовных школ Саратовскому и Сталинградскому архиеп. Григорию (Чукову; впосл. митрополит). Он подготовил доклад “Об организации богословских школ”, получивший одобрение Патриарха и Синода, к докладу были приложены тщательно разработанные “Положение о Богословско-пастырских курсах” и “Положение о Богословском институте” с учебными планами и предварительным расчетом расходов на их содержание, которые в дальнейшем стали основой “Положения об академиях и семинариях”.
В 1943–1946 г. стали возрождаться духовные учебные заведения: в 1944 г. в Москве был открыт Православный богословский институт в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре, (ныне МДАиС) возрождены духовные школы в Москве, Ленинграде, Киеве, открыты богословские курсы в ряде городов. Необходимость учреждения особого органа управления духовным образованием была отмечена в “Положении об управлении Русской Православной Церкви” принятого Поместным Собором Русской Православной Церкви 1945 г. 4 апр. 1946 г. года в соответствии с данным определением на заседании Синода было утверждено “Положения о Учебном комитете” и 5 апр. утвержден его состав.
Возглавил У. к. митр. Григорий (Чуков), его плодотворная деятельность обеспечила, с одной стороны, преемство богословского образования, с другой стороны, его творческое развитие. Разработанная им система богословского образования, просуществовавшая до 1990-х годов, выдержала испытание временем и позволила готовить достойных священнослужителей. У. к. разработал проект, в соответствии с к-рым 6 июня 1946 г. было принято решение об открытии духовных академий в Москве, Ленинграде и Киеве и преобразовании епархиальных богословских курсов, училищ и школ в духовные семинарии.
В янв. 1947 г. была создана аттестационная комиссия под председательством митр. Николая (Ярушевича), для присвоения званий профессоров и доцентов. Ссылаясь на нехватку профессорско-преподавательского состава, У. к. и Патриарх ходатайствовали через Совет по делам Русской Православной Церкви перед Правительством СССР о приглашении рус. церковных ученых, оказавшихся в эмиграции.
Протопр. Н. Ф. Колчицкий
В 1956–60 гг. комитет возглавлял протопр. Н. Ф. Колчицкий, в эти годы в результате совместной работы У. к. и духовных школ значительно увеличился прием в духовные семинарии, если на нач. 1950/51 уч. года в 8 семинариях и 2 академиях обучалось 730 студентов, то в 1956/57 учебном году в духовных школах РПЦ их количество возросло до 1522.
С нач. новой волны гонений в кон. 1950-х — первой половине 1960-х особый удар был нанесен по духовному образованию, были закрыты почти все духовные школы в епархиях, в итоге к середине 1960-х остались МДАиС, ЛДАиС и Одесская ДС, во всех учебных заведениях на нач. 1964/65 уч. года насчитывалось 752 учащихся.
Эти трудные годы пришлись на председательство в У. к. (1960–1964) прот. К. И. Ружицкого, ректора Московских духовных школ. В качестве достижений данного периода следует отметить значительное повышение качества преподавания, появилась плеяда молодых ученых. При этом удалось в 1964 г. открыть сектор заочного обучения при МДА, через который впосл. прошла значительная часть духовенства РПЦ.
Архиепископ Алексий (Ридигер)
С 1965 по 1986 г. председателем У. к. был Таллинский и Эстонский архиеп. Алексий (Ридигер; с 25 февр. 1968 митрополит, с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II). К числу значимых достижений данного этапа можно отнести обучение в духовных академиях иностранных студентов, как из Поместных православных, так и из Древних Восточных Церквей, а также инославных христиан. Материальные условия существования духовных школ постепенно улучшались, появились возможности для расширения старых и даже строительства новых помещений. При увеличении числа обучающихся, значительно повысился процент студентов, уже имеющих высшее образование.
В 1970-х Ленинградские духовные школы возглавлял архим. Кирилл (Гундяев; с 14 марта 1976 епископ, с 2 сент. 1977 архиепископ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Помимо общего развития духовной школы под его руководством важным новшеством стала подготовка церковных регентов, к-рая началась в 1978 г. в ЛДС, а затем и в МДА, в то время это была единственная возможность церковного образования для девушек.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
У. к. после празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1986–1992 гг. председателем У. к. был Дмитровский архиеп. Александр (Тимофеев), ректор МДАиС. Это время было ознаменовано возрождением духовного образования, начавшимся с празднования 1000-летия Крещения Руси. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 г. была предложена программа улучшения подготовки пастырей, начали открываться духовные семинарии в училища. Обсуждение проблем духовной школы было продолжено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989 г., было принято решение о необходимости богословского образования для пастырей Церкви и о преобразовании духовных семинарий в высшие учебные заведения, однако, вследствие радикальных общественно-политических изменений данные решения не были проведены в жизнь. 12 авг. 1992 г. архиеп. Александр был уволен на покой. Должность председателя У. к. оставалась незамещенной до 28 февр. 1994 г., когда на и. о. председателя У. к. был назначен ректор Ставропольской ДС архим. Евгений (Решетников; ныне митрополит Таллинский и всея Эстонии), тем же определением избранный епископом Верейским, викарием Московской епархии, 18 июля 1995 г. назначенный ректором МДА. Это было время, во-многом, стихийного возрождения церковного образования, требовавшего особого попечения высшей церковной власти, выражением которого стало определение Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1994 г. “О задачах Церкви в области богословского образования”. В нем было указано на важность развития церковной науки, ее специализации, отдельно сказано о скорейшей разработке положения об У. к., дабы очертить его обязанности и полномочия в новых условиях.
Архиепископ Евгений (Решетников)
Количественный рост требовал и качественных улучшений, чему должны были способствовать подготовленные У. к. и утвержденные Синодом в 1996 г. “Основные направления концепции богословского образования Русской Православной Церкви”. В 1997 г. Синодом были одобрены разработанные У. к. 5-летний учебный план, обогащенный гуманитарными предметами, типовые уставы семинарий и академий. Начался переход на новый план обучения, возобновилась дореволюционная практика инспектирования У. к. подведомственных учебных заведений, проводились встречи их ректоров, издавались учебники, был запущен процесс лицензирования и аккредитации духовных школ.
В 2001 г. была утверждена новая структура У. к. для работы по 4 направлениям: учебно-методическому и воспитательному; стандартизации, лицензированию и аккредитации; инспекционному; организационному. После внедрения 5-летнего семинарского курса обучения под руководством У. к. начался переход духовных академий на 3-летний курс подготовки по богословской, библейской, исторической и церковно-практической специализациям. Особое внимание уделялось повышению качества научных исследований, в частности, работе диссертационных советов, для повышения уровня образования были разработаны и утверждены Синодом в 2007 г церковные образовательные стандарты семинарии и академии. Особое значение приобрела инспекционная деятельность У. к. под руководством прот. М. Е. Козлова, назначенного в 2002 г. заместителем председателя комитета.
С избранием в 2009 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась новая страница в развитии духовного образования. В марте 2009 г. было принято решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия для подготовки церковных работников высшей квалификации. В программном выступлении Первоиерарха РПЦ на совещании ректоров духовных учебных заведений в нояб. 2009 г. были подведены итоги сделанному и указаны задачи развития духовного образования, началась разработка 3-уровневой модели: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Для оценки состояния дел на рубеже 2012 и 2013 годов У. к. проинспектировал на территории России все духовные школы, стал составляться их ежегодный рейтинг по основным направлениям деятельности.
Для повышения качества образования У. к. в 2013 г. начал проводить дистанционный контроль выпускных экзаменов и защит квалификационных работ в духовных учебных заведениях. В целях должного материально-технического обеспечения работы У. к. в 2014 г. были отремонтированы помещения в Андреевском монастыре в Пленницах, куда и переместилась вся деятельность комитета. В том же году было положено начало изданию серии учебников для бакалавриата семинарий, к 2015 г. подготовлен единый учебный план семинарий. Регулярно проводится повышение квалификации преподавателей духовных школ. С 2015 г. введена система распределения выпускников, с 2016 г. обязательное повышение квалификации священнослужителей РПЦ, а с 2017 г. внедряется система дистанционного обучения в высших духовных учебных заведениях.
Особым направлением деятельности У. к. стало взаимодействие духовного образования со светской высшей школой, что выразилось в аккредитации по ФГОС “Теология” высших духовных учебных заведений, к-рую к кон. 2022 г. получили 20 из них.
В 2013 г. началась реализация программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, а также открыты базовые богословские курсы для монашествующих. Совершенствуется обучение на регентских и иконописных отделениях, в 2017 г. Синодом утвержден церковный образовательный стандарт подготовки регентов церковных хоров, с 2018 г. разрабатывается церковный образовательный стандарт подготовки иконописцев.
Ведется планомерная работа по развитию церковной науки, расширяется деятельность диссертационных советов, как кандидатских, так и докторских, с 2015 г. работает номинационная комиссия У. к. по присвоению ученых званий доцента и профессора. Постоянное внимание уделяется воспитательной работе, для чего в 2013 г. в высших духовных учебных заведениях введена должность индивидуальных наставников.
Протоиерей Максим Козлов
В 2018 г. У. к. возглавил прот. М. Козлов, до этого в течение многих лет трудившийся на поприще духовного образования, в настоящее время деятельность У. к. нацелена на решение современных задач и сохранение преемства традиций отечественной духовной школы.
Арх.: РГИА. Ф. 802. Oп. 16. Д. 234. Л. 1–16; Д. 137.
Ист.: ОДДС. Т. 1. С. 464–471; Т. 6. С. 8; Протоколы 1-го Всерос. съезда деятелей духовной школы (Москва, 1917, 25–31 мая). Калуга, 1917; Собор, 1918. Деяния. Т. 4. Прил. 2; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1992. № 10. Офиц. хроника. С. IV–V; 2018. № 8. С. 10; Определения Свящ. Синода РПЦ // ЖМП: Офиц. хроника. 1994. № 1/3. С. 39.
Лит.: Белявский Ф. Н. О реформе духовной школы. СПб., 1907. Ч. 1; Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Св. Синоде. СПб., 1907; он же. Начало организованной духовной школы: (Комитет о усовершенствовании духовных уч-щ) // БВ. 1917. № 6/7. С. 75–92; Болдовский А., Кузнецов А. Комитет Учебный при Св. Синоде // ПБЭ. Т. 12. С. 464–477; Комиссия духовных училищ // ППБЭС. Т. 2. Стб. 2464; Комитет о усовершенствовании духовных училищ // Там же; Комитет учебный при Св. Синоде // Там же; Тихомиров Д. И. Об Учеб. комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учеб. заведений. СПб., 1908; он же. Учеб. комитет при Св. Синоде и его критики. СПб., 1909; Об учреждении справочно-стат. отдела при Учеб. комитете // ЦВед. 1909. № 29. С. 287–288; Учеб. комитет при Св. Синоде // ЭС. Т. 69. С. 105–106; Миропольский С. И. 25-летие Учеб. комитета при Св. Синоде // ПрибЦВед. 1892. № 23. С. 829–840; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в.. М., 1995. С. 300–301; Цыпин. История РЦ; Сухова Н. Ю. Архивный фонд Учеб. комитета при Св. Синоде: История, состав и содержание // Отеч. арх. 2001. № 9. С. 38–48; она же. История Центр. органов управления духовно-учеб. заведениями в России: 1807–1918 гг. // Вестн. архивиста. М., 2001. № 6(66). С. 264–302; она же. История управления духовно-учеб. заведениями в России 1807–1867 гг. // БСб. 2005. Вып. 13. С. 206–235; она же. Гос. политика России в сфере высш. духовного образования (XVIII — нач. XX в.) // Изв. Алтайского гос. ун-та. Барнаул, 2009. № 4(64). С. 235–242; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943–1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 176–190; Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики сов. гос-ва и деятельности РПЦ: 1953–1991 гг.: Докт. дис. М., 2005. С. 89–90; Поляков С. В. Очерк истории Учеб. комитета РПЦ // ЖМП. 2007. № 3. С. 34–46; Попова О. Д. Поместный Собор 1917–1918 гг. и проблема духовно-учеб. заведений // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2007. № 21(99). С. 86–98; Конюхов Д. А. Правосл. образование в России после 1917 г. и в СССР // Человек и образование. СПб., 2011. № 2. С. 50–54; Гончаров М. А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учеб. заведениями в сер. — кон. XIX в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4(27). С. 113–124; Ильченко В. Н., Печерин А. В. Духовное образование в Сов. России: ист.-правовой аспект // Пед. образование в России. Екат., 2015. № 11. С. 259–263; Суржиков К. В., диак. Внутренняя структура и личный состав Учеб. комитета при Св. Синоде (кр. обзор) // Вестн. Ист. об-ва СПбДА. 2021. № 3(8). С. 371–377; Дружинин А. В., Сухова Н. Ю. Комитет для преобразования учеб. части семинарий (1840–1847 гг.): Успехи и неудачи // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2021. Вып. 101. С. 101–113.
Протоиерей Максим Козлов
Учебный комитет