Софийская мозаика. Главный вологодский собор выстоял под бурями времени


 

Серию публикаций, посвященных 450-летию главного храма Вологодчины, мы завершаем беседой с иереем Сергием Зяблицким, ключарем Софийского Успенского кафедрального собора в Вологде.
Отец Сергий – не только священник, он еще и исследователь, выпускную квалификационную работу в Вологодской духовной семинарии посвятил истории кафедральных соборов Вологодской епархии.

               Не пожар, так молния…

— Отец Сергий, мы привыкли смотреть на Софийский собор как на некую духовную основу нашей жизни. Даже в советские безбожные годы, когда и вообразить никто и не мог, что в Софии когда-нибудь снова раздастся молитва, собор придавал нашей жизни основательность, напоминал о вечном… Но, если подумать, ведь вся история этого храма не столь уж безоблачна. Едва построив, его чуть не снесли по приказу Грозного царя, да и потом разного рода нестроения неотступно преследовали Софию….

— Действительно, история Софии полна различных трагических историй. Буквально каждые сорок лет что-нибудь происходило: то молния ударит, то пожар городской произойдет, то снега на крышу насыплется столько, что она провалится… Построили Воскресенский собор — в Софийском служить почти перестали, и не потому что не хотели: крыша текла, фрески осыпались…

Сохранилось письмо вологодского архиепископа Симона боярину Ртищеву. В 1671 году — сто лет прошло с того времени, как завершилось строительство и Иван Грозный в гневе оставил Вологду — архиерей писал царскому окольничему Ф.М. Ртищеву: «Соборная великая церковь и все, яже в ней, строение Великих Государей обветшало: главы, железом белым обитые, обвалились и кресты с них попадали…» Владыка Симон просил боярина о помощи, и Ф.М. Ртищев послал вологодскому архиепископу 900 рублей серебром и 100 рублей золотом.

 Архиерейская забота

— В своей работе, отец Сергий, вы пишете, что каждый Вологодский владыка по-своему обустраивал Софию, вносил что-то свое.

— Кафедральный собор – центральный храм епархии, и каждый архиерей украшал его по-своему. У каждого из них была своя школа, свои представления о том, как поставить службу, как благоукрасить собор… Кто-то вышел из монахов Троице-Сергиевой лавры, кто-то был польских кровей, и у каждого чувство прекрасного формировалось по-своему. В Софийском соборе иконостас написан в западноукраинских традициях, отличающихся от привычного для нас севернорусского письма. Это сделано при архиерее Амвросии (Юшкевиче), имевшем польские корни. Известный архиепископ Иосиф (Золотов) за время своего архиерейства наладил звон на соборной колокольне.

— Выходит, звонница – со времен архиепископа Иосифа?

— Там есть колокола и намного древнее. Владыка Иосиф, который родился в семье звонаря Успенского собора Московского Кремля, разбирался в стройном звоне. Он собрал все колокола, те, которые его не устраивали, отправил на переплавку, заказал сделать новые, нужной тонации. Он собрал из многих колоколов нужную ему гармонию.

И так можно в деятельности каждого Вологодского архиерея отметить особое отношение к главному храму Вологодчины. Епископ Палладий (Раев) значительную часть жизни провел в Петербурге, руководил духовными школами, и величественная архитектура северной столицы вдохновила его на перестройку соборной колокольни.   Владыка Евлампий (Пятницкий), своей постнической богоугодной жизнью подвиг вологжан к возрождению Софийского собора в середине XIX века. Средства собирались, конечно, не только в Вологде, но и по всей епархии. Так что, можно сказать, древний Софийский собор был восстановлен всем миром.

 Уникальный клирос

— София славилась великолепием росписи, замечательными хорами…

— Да, в XIX веке после поновления стенописи фрески были яркие, красочные. И хоры создавали мощное впечатление, пение было очень красивым. И службы были длинные, благолепные. Пели три хора – они назывались станицами, два из них располагались у столпов, а третий – наверху, в специальном помещении за иконостасом. Нигде я не встречал такого клироса, как в нашем соборе; ни в Успенском соборе Московского Кремля, ни в Новгородской Софии ничего подобного нет.

— Красиво, наверное, звучал хор из-за икон, сверху…

— Там устроены такие окна, из которых выходил звук, а как это звучало, можно только представить. По воспоминаниям старожилов — очень впечатляюще. Сейчас использовать? Не знаю, есть ли в этом смысл, надо проверить надежность. Все-таки нельзя забывать, что это – древний памятник, нужно думать о сохранении.

 Кризисные менеджеры требуются во все времена

— Как я понимаю, великолепие поддерживать было сложно, уход за таким огромным храмом требует постоянных вложений…

— Святитель Иннокентий (Борисов), который был Вологодским архиереем в 1841 году, сетовал в письме своему другу святителю Гавриилу, архиепископу Рязанскому, что Софийский собор в запустении, и архиерейский дом тоже, архиерею негде помолиться… Владыка печалился, что в Софийском соборе служба – раз в год, на Успение Божией Матери. Положение изменилось, когда епископ Иннокентий назначил настоятелем кафедрального собора отца Василия Нордова, замечательного проповедника.

— Наша газета в прошлом номере рассказывала об этом легендарном священнике. Напомню только, что отец Василий привел в образцовый порядок Успенский собор в Великом Устюге, так что он обладал опытом, как сегодня сказали бы, «кризисного менеджера».

— Святитель Иннокентий был в Вологде недолго, буквально 10 месяцев. Фактически восстановление Софийского собора – это полностью заслуга протоиерея Василия Нордова. Отец Василий больше сорока лет посвятил Софийскому собору и привел его все-таки в прекрасное состояние.

— Это было сложно?

— Судите сами. В нашем областном архиве я нашел документы, которые говорили о состоянии собора. Были искривлены чугунные полы, от этого даже Царские врата не открывались. Невозможно было совершать Литургию! К тому же в куполах образовались протечки, в дожди вода текла по фрескам, местами штукатурка отходила. Это для нас сейчас реставрация креста или покраска куполов собора значимое событие. А в XIX веке протоиерей Василий Нордов дважды организовывал масштабную реставрацию: первую в 1851 году, а спустя 18 лет, в 1869 году, — вторую. Во время работ в 1869 году внутри и снаружи собора были выстроены леса; фактически всё в Софии единовременно ремонтировалось — пол, кровля, фасады, купола. Были сняты и позолочены все кресты на главах собора, в иконостасе установили новые Царские врата. Кроме того, в то же время переделали и заново украсили гробницы вологодских архиереев, захороненных в соборе, и многое другое еще было сделано.

Безусловно, не один только отец настоятель трудился во благо собора, у него было немало помощников — как говорят сейчас, своя команда. Но тем не менее роль протоиерея Василия Нордова в обновлении главного храма Вологодчины была определяющей. Именно отец Василий возглавил комитет по восстановлению Софийского собора, он занимался и организацией работ, и согласованием хода реставрации со Святейшим Синодом — ведь так просто не разрешалось вести ремонтные работы в древних храмах. Были поставлены законодательные барьеры, которые не позволяли делать всё, что кому вздумается….

— Мы-то часто думаем, что малограмотные попы хозяйничают, как хотят, — оказывается, контроль был всегда.

— Государство защищало древние памятники. Но – Вологда все-таки находится на периферии, выехать посмотреть представители Синода не всегда находили возможность. Поэтому у Софийского собора появилась четырехскатная крыша, которая во многом исказила исторический вид собора, пристроили крыльцо в начале XX века – это тоже нарушило облик древнего храма.

Восстановили древний вид Софии уже реставраторы XX века – В. С. Баниге, Н. В. Перцев и их помощники.

Возрождение

— Это все-таки нельзя назвать возрождением; это –реставрация памятника, имеющего историческую, архитектурную, художественную ценность – но и только.

— Реставраторы восстанавливали только стены собора, а о возрождении духовной жизни речи в советское время, конечно, и речи не могло быть. Слова Спасителя «Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19, 46) методично стирались из умов людей. И только уже в наше время в собор полноправно вернулась молитва. С 1994 года, когда владыка Максимилиан совершил первое за 70 лет богослужение в Софийском соборе, прошло много времени, изменились отношения Церкви и государства.

Конечно, Софийский собор юридически принадлежит музею-заповеднику. Мы вместе в этом соборе пребываем, тесно сотрудничаем. Нельзя не сказать об особом отношении к Софийскому Успенскому кафедральному собору митрополита Вологодского и Кирилловскогого Игнатия, ведь именно при нем София с канонической точки зрения стала самостоятельной единицей: у собора появился свой приход, свое духовенство (прежде здесь служили клирики всех городских храмов по очереди). По обращению владыки Игнатия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил Софийскому Успенскому собору статус кафедрального собора Вологодской митрополии, и это стало кардинальным изменением в жизни храма. Божественная литургия отныне совершается в нашем храме каждое воскресенье и по церковным праздникам.

С прошлого года в соборе проходят занятия духовно-просветительского центра для взрослых.

— Сколько народу собиралось?

— Человек около пятидесяти записались. На занятия приходят наши прихожане, среди них есть и преподаватели вологодских вузов, которые всерьез интересуются основами веры православной. Занятия ведут преподаватели духовной семинарии. Начинаем мы со знакомства и нашим собором, его историей. А потом ведутся занятия по Священной Истории Ветхого и Нового Завета, мы изучаем историю Поместных Церквей, историю Отечества, связанную с историей Русской Церкви очень тесно.

Мне кажется, то, что занятия проходят в Софийском соборе, – очень много значит для тех, кто хочет поглубже узнать о нашей вере православной.

В храме, где столетиями звучали молитвы, люди по-особенному воспринимают слова о Боге и о Церкви, об истории нашего народа. Посмотрите на стенопись – вот святые князья: равноапостольный Владимир – Креститель Руси, страстотерпцы Борис и Глеб, защитник Руси Александр Невский… Фрески показывают, что святые, изображенные в соборе, пребывают с нами во время молитвы. Стоишь перед престолом, взираешь на лики святителей, изображенных на стенах алтаря, — и понимаешь, что они вторят твоей молитве, делают ее крепче, горячее. Чувствуешь, что за тобой стоит народ!

— Софийский собор – это же главный храм Вологодской духовной семинарии?

— Да, это очень важно, что семинаристы начинают свой путь в Церковь в нашем древнем храме: учащиеся регентского отделения поют в хоре, ребята из пастырского отделения пономарят за богослужениями… Человек ощущает, что Церковь – это единство, которое связывает сквозь века все верующих, и это ничем не заменишь. Я тоже принимал рукоположение в Софийском соборе, и служу сейчас в этом храме, и благодарен Господу, что он привел меня сюда. Это подарок для меня! И то же самое, уверен, ощущают многие наши прихожане.

Беседовал Андрей САЛЬНИКОВ

1 079 просмотров