«Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности» — протоиерей Максим Козлов

Интервью с председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым о завершающемся процессе получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями страны.

53966377609_936eb3133e_o — копия.jpg

На сегодняшний день в системе высшего духовного образования проходит процесс получения государственных аккредитаций. На каком он этапе?

В 2024-2025 году завершается процесс получения государственной аккредитации всеми высшими духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви. На сегодня решительное их большинство уже таковой обладает, как по отношению к уровню бакалавриата, так и по отношению к уровню магистратуры. К концу 2024 года Ярославская и Таврическая семинарии финальными вышли на процедуру получения государственной аккредитации. Согласно решению Священного Синода, Пермской духовной семинарии дана отсрочка на один год, и в этом случае также ведется целенаправленная работа. Очень надеемся, что эти результаты будут положительным, так же, как и у всех тех духовных школ, которые прошли это испытание прежде.

Какие цели имел перед собой процесс получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями?

Процесс получения духовными школами государственной аккредитации, инициированный и благословленный Святейшим Патриархом, прежде всего направлен на то, чтобы высшее духовное образование нашей Церкви, при сохранении всего своего своеобразия как духовного образования и подготовки священно-церковных служителей, было и частью высшего российского образования. Чтобы дипломы, которые получают выпускники духовных школ, котировались в качестве дипломов о высшем образовании не только внутри институций Русской Православной Церкви, но и вовне, будь то среднее образование, будь то высшее образование, будь то какие-то иные учреждения или институты, что дает возможность выпускникам предлагать свои дарования и плоды полученного образования в самых различных областях жизни.

Кроме того, получение государственной аккредитации дает право на участие в конкурсе на бюджетные места, то есть на получение соответствующей финансовой поддержки на том основании, что претендовать на эту финансовую бюджетную поддержку могут любые вузы, будь то государственные, будь то частные. И должен сказать, что на сегодня те наши аккредитованные школы, которые в этом конкурсе участвуют, как правило, в большинстве случаев свои заявки имеют удовлетворенными. Но получение таковых средств одновременно и дисциплинирует как по отношению к исполнению финансовых требований и обязательств, так и по отношению к общему устроению жизни вуза. Таким образом, сама по себе практика и церковного и государственного контроля за жизнью высшего духовного учебного заведения, конечно, поддерживает вуз в тонусе, что можно и нужно только приветствовать. И более очевидной все же видится область среднего образования, где присутствие Церкви по-прежнему нуждается в укреплении и расширении.

Этот длительный и ответственный путь был пройден безусловно благодаря твердой и бескомпромиссной позиции Святейшего Патриарха. Тогда, когда необходимости и желательности получения аккредитации духовными школами не понимал почти никто, именно здесь Патриарх был тем человеком, который во всех ситуациях изначально указывал на то, что следует идти этим путем, и мы теперь видим, насколько правильным было это решение предстоятеля нашей Церкви.

Что из себя представляет сейчас деятельность семинарий, не завершивших этап получения государственной аккредитации?

В рамках этого процесса часть наших духовных школ, которые до того давали высшее образование, перешли в категорию Центров подготовки церковных специалистов. Это весьма нужные учреждения, которых на сегодня по России уже больше сорока. Центры подготовки церковных специалистов готовят тех людей, которые очень востребованы в Церкви — приходских специалистов, которые будут заниматься молодежной, социальной, миссионерской, катехизической работой в рамках приходов и благочиний. Некоторые из таких центров параллельно готовят церковных чтецов и певцов, иконописцев, – все это весьма и весьма актуально для реалий церковной жизни. И поэтому – обращу на это особенное внимание – решение Священного Синода об изменении статуса духовной школы в том или ином регионе было именно решением не об упразднении, не о закрытии семинарии, а о преобразовании там, где его не было, в новый Центр приходских специалистов или в продолжение формы деятельности в рамках существующего Центра приходских специалистов. Следует отдельно указать, что выпускники таковых Центров, удовлетворяющие и соответствующим каноническим требованиям к студентам духовных школ, имеют право на дьяконскую хиротонию, и, кроме того, имеют право на продолжение образования в высших духовных учебных заведениях, при этом с перезачетом тех дисциплин, которые были освоены, то есть с фактическим началом обучения с третьего года бакалаврского курса.

Какие учебные заведения и направления образования входят в систему высшего духовного образования России сегодня?

Следует отметить, что системой высших духовных учебных заведений –семинарий и академий –не ограничивается все высшее образование в нашей Церкви. Существуют также церковно учрежденные университеты и институты открытого типа – наиболее известными из таковых являются Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский Православный Университет.

Но тут нужно иметь понимание, что целеполагание у духовного образования, даже в том случае, когда оно осуществляется по государственному образовательному стандарту «Теология», и у вузов, связанных с изучением теологии в рамках богословских отделений и факультетов, разное. Главной целью духовного образования – не единственной, но главной – является подготовка церковно-священнослужителей, будущих пастырей и диаконов нашей Церкви. Поэтому, например, из ПСТГУ был выделен в качестве религиозного вуза ПСТБИ, требования к поступающим в который приравнены к требованиям к поступающим в семинарии. А ПСТГУ и РПУ, будучи гуманитарными вузами, готовят специалистов не только в области теологии, но и в таких научных отраслях как юриспруденция, религиоведение, история, филология и иных. Таким образом, они служат важной цели – подготовке кадров просвещенной православной интеллигенции, но не дают право на рукоположение. То есть их выпускники могут трудиться как в светских институциях, так и в Церкви в качестве сотрудников епархиальных учреждений, преподавателей духовных школ, но полученные в этих вузах дипломы не дают право на то, чтобы быть претендентом на рукоположение.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви, с одной стороны, свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности при постоянной волатильности в целом высшего российского образования, которому остается пожелать как раз большей устойчивости. Не раз повторял слова, сказанные сто лет назад, о том, что нам бы пять-десять лет без реформ, переиначивая фразу великого российского министра Петра Аркадьевича Столыпина, и тогда бы высшее образование российское было бы в куда более лучшем виде, чем какое оно есть при постоянных изменениях. Однако, это зависит не от нас. С другой стороны, конечно, проблемы как демографического кризиса, так и поколенческих изменений, связанных с влиянием современных средств коммуникации и электронных приборов, сказываются на наших студентах. Мы бы хотели видеть даже не обязательно количественно больше абитуриентов, чем их есть сейчас, но абитуриентов, более подготовленных в общеобразовательном плане и более церковных по жизни к моменту поступления в духовную школу. Часто приходится эти недоработки покрывать действующим сейчас пропедевтическим курсом, с одной стороны, и, с другой стороны, завершать процесс созревания личности в рамках всей образовательно-воспитательной системы духовных школ. И не все получается просто, и не на все вопросы найдены ответы, но я крепко верю в то, что принципиальные установления высшего духовного образования, и в целом богословского образования в Русской Православной Церкви дают нам основание с оптимизмом смотреть в будущее.

Учебный комитет

74 просмотров