«С ПРЕПОДОБНЫМ ПРЕПОДОБЕН БУДЕШИ» Как духовные академии и семинарии сосуществуют с монастырями

История духовного образования в России уходит корнями в глубокое прошлое. Впрочем, тогда оно было неотделимо от образования светского, в основе которого также лежал Закон Божий.

С первых же лет христианства на Руси роль главного просветителя взяла на себя Православная Церковь. Первая школа «книжного учения» была открыта в Киеве святым великим князем Владимиром при Десятинной церкви. Вторая школа была основана его сыном, святым Ярославом Мудрым, в Великом Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Подобные школы были учреждены и в других крупных городах — Смоленске, Суздале, Курске, Владимире.

Многочисленные школы, созданные в первую очередь для обучения «поповских детей», призванных продолжить дело своих отцов, работали в крупнейших городах и при многих монастырях. В XIII веке, накануне татаро-монгольского нашествия, в Ростове, при монастыре св. Григория Богослова появилось первое русское высшее учебное заведение, которое нередко называют прото-университетом, — т.н. Григорьевский затвор. Его в XIV веке окончили такие известные деятели Русской Церкви как свт. Стефан Пермский и прп. Епифаний Премудрый.

 

«… Егда же прииде в возраст седьмаго лета, тогда родителя блаженнаго, вдаша и в научение грамоте святых книг» (из Жития прп. Антония Сийского).

 

Монастырские школы действовали при Чудовом монастыре в Московском Кремле, Никольском, Богоявленском, Спасо-Андрониковом монастырях в Москве, Троице-Сергиевом монастыре. Известны школы при четырех обителях, основанных в XVI веке святителем Гурием Казанским и его учениками в Казани и Астрахани.

С середины XVII века предпринимаются попытки ввести в России систематическое образование с привлечением западных специалистов — в основном из Малороссии и Белорусии. При Андреевском монастыре открывается т.н. Ртищевская школа, при Спасской обители — школа Симеона Полоцкого, при Московском печатном дворе — Типографская школа, которая в свою очередь явилась предшественницей Славяно-греко-латинской академии.

Наконец, Петр Великий закладывает фундамент под существующую поныне семинарскую систему духовного образования, развернувшуюся постепенно в течение XVIII столетия.

Сегодня в Русской Православной Церкви осуществляют свою деятельность шесть духовных академий и около 50 духовных семинарий. Часть из них располагается в отдельных зданиях на собственной земле, но не мало и таких, что находятся на территории действующих монастырей. В жизни студентов этой категории учебных заведений большую роль играет соседство с монашествующей братией и святынями этих обителей. А следовательно — и с богомольцами, приезжающими для поклонения этим святыням.

«Православный паломник» попросил преподавателей и студентов нескольких духовных школ поделиться с читателями опытом сосуществования с монастырями, рассказать о том, какие послушания несут воспитанники в обителях, и как им помогают пребывающие в монастырских стенах святые мощи угодников Божиих и чудотворные иконы.

 

Санкт-Петербургская Духовная Академия

 

Санкт-Петербургская Духовная Академия и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра имеют давнюю историю взаимоотношений. Можно сказать, что Духовная Академия вышла из стен лавры. В 1721 году при Александро-Невской обители по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) была учреждена Славянская школа, через пять лет преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию. Именно она стала предшественницей Духовной Академии. Вплоть до начала XIX века Духовные школы на Неве располагались в стенах Лавры и семинаристы жили и исполняли послушания бок о бок с монашествующими одного из самых известных монастырей Российской империи.

После переезда в новые учебные корпуса, возведённые хоть и за стенами, но недалеко от обители, история взаимоотношений школы богословия и школы монашеской жизни не прекратилась.

 

Санкт-Петербургская Духовная Академия

https://spbda.ru/abitur/department-zaochnoe-obuchenie/bakalavriat-zaochnaya-forma-obucheniya

 

Одним из самых почитаемых святых Санкт-Петербурга, несомненно, является святой благоверный великий князь Александр Невский. Многие студенты Духовной Академии приходят в Лавру помолится у раки с мощами этого великого святого, просят его заступничества и помощи в сдаче экзаменов. Сложилась прекрасная традиция, что 1 сентября студенты, духовенство и преподаватели Духовной Академии во главе с Владыкой ректором шествуют в Лавру, где у мощей святого князя совершается молебен и испрашивается благословение на предстоящий учебный год.

Ежегодно 12 сентября в день перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург студенты Духовной Академии поют за богослужениями в Троицком соборе Лавры и принимают участие в крестном ходе по Невскому проспекту, традиция которого восходит к 1743 году. Также хор студентов Академии принимает участие в зимнем дне памяти святого князя Александра 6 декабря.

 

Студенты СПбДА поют на клиросе в Троицком соборе Александро-Невской Лавры

https://spbda.ru/news/duhovnaya-akademiya-prinyala-uchastie-v-torzhestvah-posvyashchyonnyh-300-letiyu-pereneseniya-moshchej-aleksandra-nevskogo

 

Читайте о перенесении мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург в статье «Варяжское море, восплещи руками, Нево реко, распространи своя струи».

 

В Духовную Академию для участия в богословских диалогах приезжают делегации из-за границы, к примеру, Коптской и Маланкарской церквей. Студенты Академии и монашествующие лавры организуют для гостей экскурсии по главной обители Петербурга. Иностранных студентов, приезжающих для обучения в Духовную Академию, также знакомят с историей, традициями и святынями Лавры.

На научно-богословских конференциях, проводимых в стенах Духовной Академии нередко можно услышать доклады об истории Александро-Невской лавры. Студенты академии пишут выпускные квалификационные работы, связанные с этой тематикой.

На Никольском кладбище Лавры похоронены многие преподаватели Духовных школ. Одной из важнейших сторон жизни студентов является их молитвенное поминовение. Историческое общество Духовной Академии осуществляет заботу об их надгробиях, совершаются заупокойные литии. Готовится масштабный совестный проект по сбору биографических сведений известных церковных деятелей, погребённых на Никольском кладбище.

 

Студенты СПбДА ухаживают за могилами на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры

https://spbda.ru/news/studenty-proveli-uborku-mogil-nastavnikov-akademii-pohoronennyh-na-nikolskom-kladbishche-aleksandro-nevskoj-lavry

 

Таким образом можно сказать, что традиции взаимоотношения Духовной Академии и Александро-Невской лавры, начитывающие уже не одно столетие, продолжают плодотворно развиваться в наши дни.

 

Аспирант 1-го года обучения

Санкт-Петербургской Духовной Академии

Павел Лихолай

 

Минская духовная семинария

 

Минская духовная семинария и Свято-Успенский Жировичский монастырь развивают свое сотрудничество по разным направлениям деятельности. Это и совместная молитва на богослужениях в храмах обители, и общие послушания с братией монастыря. Опыт общения с монашествующими дает возможность студентам семинарии приобщиться к духовному наследию Церкви Христовой и многовековой истории Свято-Успенского Жировичского монастыря.

 

Минская духовная семинария

https://vk.com/wall-52210677_7533

 

История Минской духовной семинарии начинается 13 апреля 1793 года, когда Слуцкое духовное училище стало именоваться Минской семинарией. При этом сама школа не была переведена в Минск и продолжала работу в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Учебное заведение покинуло монастырские стены только в 1840 году. В 1918 году семинария разделила судьбу большинства духовных школ бывшей Российской Империи, т.е. была ликвидирована. В 1947 году Минская семинария возобновила работу на территории Свято-Успенского Жировичского монастыря, но в годы хрущевских гонений «угасла без официального закрытия». Третье рождение школа получила 1 сентября 1989 года стараниями митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

 

Студенты Минской духовной семинарии ежедневно после утренних молитв и завтрака до начала занятий приходят на поклонение к чудотворной Жировичской иконе Божией Матери, которая находится в Свято-Успенском соборе монастыря, и просят у Пресвятой Богородицы благословения на труды во славу Божию. Насельники монастыря в священном сане являются духовниками студентов семинарии. Доброе и доверительное общение монашествующих и учащихся способствует совершенствованию и гармоничному развитию личности студента. Общая исповедь преподавателей, сотрудников и студентов семинарии в особые периоды года проходит в Свято-Успенском соборе монастыря (например, на первой седмице Великого поста или на Страстной седмице).

 

Чудотворная Жировичская икона Божией Матери

https://minds.by/photo-reports/fotoreportazh-v-zhirovichskoj-obiteli-proshli-torzhestva-v-chest-javlenija-chudotvornoj-zhirovichskoj-ikony-bozhiej-materi/

 

Студенты семинарии участвуют в соборном богослужении, поют и читают в храме, пономарят, занимаются уборкой и украшением храмов монастыря, дежурят в храмах во время богослужения (послушание — храмовщики), помогают в ризнице монастыря (послушание — помощник ризничего), выполняют иподиаконское послушание у наместника монастыря, представители редакции сайта семинарии составляют информационные отчеты о богослужениях в монастыре и храме семинарии. Студенты, прошедшие соответствующую подготовку, звонят в колокола на монастырской звоннице в определенные часы. Также студенты трудятся в монастырской просфорне и пекарне. Следует отметить, что студенты помогают братии в монастырском хозяйстве.

В научной деятельности семинарии уделяется большое внимание истории Свято-Успенского Жировичского монастыря и его святынь. История монастыря изучается студентами семинарии при написании по выбору тем выпускных квалификационных работ. Преподаватели семинарии в рамках самостоятельных исследований, при написании монографий, научных статей, также касаются истории Свято-Успенского Жировичского монастыря. Так, в 2020 г. при участии преподавателей семинарии вышла энциклопедия, посвященная монастырю (Издательство «Белорусская энциклопедия»). Научный журнал «Труды Минской духовной семинарии» публикует статьи по истории монастыря. Церковно-археологический музей семинарии имеет один зал, посвященный истории монастыря. Проводятся конференции, посвященные истории Жировичской обители: 30 апреля 2020 года в г. Гродно прошла Международная научная конференция «Святло зямлі беларускай: да 550-годдзя аднойдзення цудатворнага Жыровіцкага абраза Божай Маці і 500-годдзя з часу заснавання Свята-Успенскага Жыровіцкага манастыра». Соорганизатором конференции выступила Минская духовная семинария, в работе форума приняли участие ее преподаватели. 27 ноября 2020 года в рамках Шестых Белорусских Рождественских чтений прошла работа секции, посвященной 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию Жировичского монастыря. Работа секции была организована Минской духовной академией и Минской духовной семинарией и проходила на платформе Zооm. На протяжении ряда лет в семинарии проводятся Чтения памяти Митрополита Минского и Белорусского Антония (Мельникова) (1924-1986), ректора Минской духовной семинарии и наместника Жировичского монастыря в 1956-1963 годах. Совсем недавно в издательстве Минской духовной семинарии вышла книга священника Льва Паевского «Древнее сказание о Жировичах и о чудотворном образе Жировичской Богоматери». В студенческом журнале «Ступени», издаваемом Минской духовной семинарией, в одной из рубрик регулярно освящаются события Жировичской обители.

Студенты семинарии активно участвуют в приеме паломников монастыря. Когда монастырь посещает большое количество паломников, студенты помогают в монастырской трапезной. Определенное количество студентов старших курсов являются экскурсоводами. Во время экскурсий студенты отвечают на вопросы паломников, после экскурсии остаются для личной беседы.

 

Студенты Минской Духовной Семинарии принимают участие в III Всебелорусском крестном ходе

https://minds.by/news/nachal-shestvie-iii-vsebelorusskij-krestnyj-hod-priurochennyj-k-40-j-godovshhine-ustanovlenija-prazdnovanija-sobora-belorusskih-svjatyh/

 

По молитвам верующих происходят многие чудеса. В Свято-Успенской Жировичской обители чудеса отражены в специальном журнале, который хранится в Свято-Успенском соборе монастыря. Различные благочестивые случаи, связанные с помощью от Жировичских святынь, запечатлены в журнале «Ступени».

Существует благочестивая традиция у студентов семинарии посещать места захоронения известных подвижников обители, к которым во время их земной жизни многие верующие обращались за советами и молитвенной помощью. Заручаясь почитанием и молитвенной поддержкой почивших старцев Жировичской обители, Милосердный Господь да подаст всем зде начальствующим, учащим и учащимся духовные силы в деле познания Бога и спасения души.

 

Вологодская Духовная Семинария

 

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь является одним из наиболее древних и крупных монастырей на Русском Севере. Монастырь был основан одним из ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, преподобным Димитрием Прилуцким. И здесь мы прослеживаем в какой-то степени некую преемственность от обители преподобного Сергия, который является небесным покровителем всех учащих и учащихся.

 

Вологодская духовная семинария

http://vologda-seminaria.ru/sostoyalos-zasedanie-studencheskogo-soveta/

 

Несомненно, что пребывание в стенах обители вносит особый вклад в жизнь воспитанников духовной школы. Несомненно, что и пребывание великих святынь, в частности, мощей преподобного Димитрия, конечно, является для учащихся большим подспорьем, потому что всякий учебный день студенты начинают с молитвы у мощей преподобного Димитрия. При этом это не какой-то обязательный акт, который должен соблюдаться, а именно личное желание каждого учащегося посетить главную святыню нашей обители, мощи преподобного Димитрия, которые находятся в нижнем храме Спасского собора. День для каждого учащегося начинается с молитвы у мощей преподобного Димитрия, потому что он является покровителем не только нашей обители, но и духовной школы, которая со своего возрождения находится в стенах монастыря преподобного Димитрия и под его небесным заступничеством.

 

Студенты Вологодской духовной семинарии поклоняются мощам прп. Димитрия Прилуцкого

http://vologda-seminaria.ru/studenty-vologodskoj-duhovnoj-seminarii-v-kanun-pamyati-prepodobnogo-dimitriya-prilutskogo-molilis-pered-ego-moshhami/

 

Актовый день семинарии связан с именем другого нашего особо чтимого святого, святителя Антония Вологодского, который возглавлял Вологодскую кафедру в XVI веке. Нужно отметить, что дважды в год в день памяти преподобного Димитрия мы тоже совершаем совместное торжественное богослужение. Это 24 февраля и 16 июня по новому стилю. В эти дни совершаются особые праздничные богослужения, в которых обязательно принимают участие студенты нашей семинарии. А что касается 16 июня, то традиционно в эти же дни за богослужением у нас молятся и студенты, и выпускники, потому что параллельно с празднованием в это же время у нас проходят выпускные экзамены.

На сегодняшний день, учитывая и благословение священноначалия, и общую традицию духовных школ, мы стараемся свести до минимума возможные физические послушания для учащихся, потому что первостепенное их послушание — это учеба. От учебы ничто воспитанника не должно отвлекать. В свободное время мы иногда студентов привлекаем для тех или иных послушаний, но связаны они не с регулярным характером, а скорее с единичным. Но то, что носит характер регулярный, это участие в богослужениях. У нас учащиеся духовной школы имеют возможность ежедневно участвовать в монастырских службах. Они несут очередное послушание в качестве пономаря и певчего на клиросе. В праздничные и воскресные дни студенты традиционно молятся на монастырских богослужениях. Конечно, большинство из них по окончании семинарии не будут принимать участие в монастырских богослужениях. Но, тем не менее, я думаю, для них это очень богатый опыт участия в таком уставном монастырском богослужении, что тоже очень важно для учащихся, потому что на приходах, конечно, богослужения несколько иного характера, менее продолжительные, и впитать дух монастырского богослужения на начальном этапе для них, мне кажется, очень полезно.

 

В 1730 году епископ Вологодский Афанасий (Кондоиди) основал Славяно-латинскую школу, переименованную позднее в семинарию. Сначала семинаристы учились на кремлёвском подворье в архиерейском доме, а в 1810-х годах школа переехала в отдельное здание, сохранившееся до сих пор и занятое Вологодским государственным университетом. Возродившаяся после распада СССР семинария разместилась в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре на северной окраине города.

 

К проведению экскурсий студентов мы не привлекаем. Для этого у нас есть паломническая служба монастыря, которая несет эти послушания. Это насельники монастыря, которые имеют благословение на проведение экскурсий на территории монастыря.

Истории Спасо-Прилуцкого монастыря, несомненно, уделяется внимание в научной работе. Несколько лет назад выпускная работа студента бакалавриата и насельника нашего монастыря была посвящена теме развития паломничества в Спасо-Прилуцком монастыре. Дело в том, что у нас в целом на Вологодской земле было до революции огромное количество монастырей. И сегодня они возрождаются. Сегодня, конечно, их не так много, как было когда-то. Но тем не менее, тема монастырей и монашества — это, самая распространенная тема в рамках научной работы. У нас многие учащиеся занимаются данным исследованием, причем исследованием не просто какого-то компилятивного характера, а изучением истории монастырей и монашества с привлечением архивных и ранее не опубликованных источников, что придает особую научную значимость этим работам.

 

Игумен Ферапонт проводит экскурсию по Спасо-Прилуцкому монастырю для новопоступивших студентов семинарии

http://vologda-seminaria.ru/v-spaso-prilutskoj-obiteli-sostoyalas-ekskursiya-dlya-novopostupivshih-studentov/

 

Я всегда учащимся говорю, особенно новопоступившим, на первой экскурсии, которую традиционно провожу, о том, что игуменом нашего монастыря является преподобный Димитрий. Недаром жезл находится на мощах преподобного, это символ того, что он остается игуменом, и все мы являемся его послушниками. Призываю всех обращаться с особыми усиленными вопрошаниями и просьбами к преподобному.

 

наместник Спасо-Прилуцкого

Димитриева мужского монастыря,

проректор по воспитательной работе

Вологодской духовной семинарии

игумен Ферапонт (Широков)

 

Нижегородская духовная семинария

 

Возрождение Нижегородской духовной семинарии происходило одновременно с возрождением Благовещенского монастыря в 1993 году. Это было одно здание, одно помещение в бывшем келейном корпусе. Да, всё начиналось с одной комнаты, с одного помещения. Она же была и монастырем, она же была и семинарией. Соответственно, и храмы были общие. Первый храм, который возродился, это храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Небольшая такая церковка. Там все богослужения совершались совместно. Теми, кто учился в семинарии (первые два года она находилась в статусе духовного училища), и первыми монахами. Позднее монастырю передали Благовещенский собор, Успенский собор, другие храмы. Но при этом все богослужения совершались совместно. То есть студенты присутствовали, пели, участвовали в послушаниях. Ну, помимо этого, соответственно, все студенты помогали в жизни монастыря. В том числе на картошку ездили в свое время. Также это и просфорня, послушания в ризнице, на клиросе. Таким образом все монастырские послушания наши студенты тоже выполняли. Была общая трапезная тоже на территории монастыря.

 

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь и Нижегородская духовная семинария

https://nds.nne.ru/fotoreportazhi/v-blagoveshenskom-monastyre-nijnego-novgoroda-otmetili-800-letie-obiteli

 

В 2005 году Алексеевский храм, который в советское время был превращен в планетарий, был передан возвращен Благовещенскому монастырю. Монастырь храм восстановил. И уже в конце 2007 года этот храм был передан Нижегородской духовной семинарии. И с начала 2008 года там совершаются богослужения. Этот храм был передан именно под нужды семинарии, стал семинарским храмом. С этого периода происходит разделение монастыря и семинарии. Семинаристы живут отдельно от монастыря, у нас отдельный храм, мы там несем свои послушания, там совершают богослужения наши преподаватели, наша администрация, несут все эти послушания в лавке, на клиросе, послушание пономарское у наших студентов, и с монастырем, с тех пор, мы уже не сильно взаимодействуем. Позже построили трапезную, в которой наши студенты стали отдельно питаться. Но при этом, например, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда мы собираемся вместе, приходим в монастырь, совершаем богослужения. Часто их возглавляет ректор нашей семинарии, управляющий Нижегородской епархией, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Все вместе мы служим всенощное бдение и литургию. Хор поет за богослужением. Иподиаконы служат, они же наши студенты. Еще важно сказать, что наши студенты приходят в частном порядке на исповедь к монахам.

 

Студенты Нижегородской духовной семинарии

https://nds.nne.ru/fotoreportazhi/v-nijegorodskoiy-duhovnoiy-seminarii-vstretili-prazdnik-blagovesheniya-presvyatoiy-bogorodicy

 

Кроме того, у нас ребята несут послушание экскурсоводов, причем не только по семинарии водят экскурсии, но также и по монастырю. То есть студенты в этом тоже участвуют в жизни обители, рассказывают о ее святынях. Приезжают самые разные группы. И школьники, из учащиеся православных гимназий, из воскресных школ много приезжает. Достаточно много приезжает пенсионеров. Ну и, конечно, паломнические группы от нашего паломнического центра, и из других городов.

 

История Нижегородской духовной семинарии начинается в 1721 году, когда при архиерейском доме в Нижегородском кремле были открыты эллино-греческая и славяно-российская школы. В 1743 году семинария была переведена на Благовещенскую площадь, которая впоследствии стала называться Семинарской (ныне — Минина и Пожарского). После 1917 года деятельность Нижегородской семинарии прервалась. В 1993 году при возрождённом Благовещенском мужском монастыре открылось духовное училище, в 1995 году официально преобразованное в семинарию.

 

Недавно я писал статью и ездил на конференцию. Там я рассказывал о пещерных обителях Нижегородского края, как о продолжении традиции пещерного жительства и моления у монахов. Я рассказывал про Печерский монастырь, про Саровскую пустынь и про Благовещенский монастырь. Тоже один из примеров студенческой работы о монастыре, как форма взаимодействия между семинарией и монастырем.

У нас были интересные традиции в свое время. У Благовещенского монастыря был исторический крест, распятие XVII века. В конце 80-х годов он хранился на складе. Его контрабандисты в свое время выкрали, распилили, хотели увезти за границу. Этих контрабандистов остановили, крест вернули на родину, однако к этому времени в Благовещенском монастыре уже было новое распятие, и тот крест подарили семинарии. И этот крест в свое время очень почитался студентами. Например, на Великую Пятницу студенты шли крестным ходом из семинарии с этим большим крестом, а он в высоту более полутора метров. Они шли в монастырь с этим историческим крестом. Мне кажется, это была очень красивая традиция.

 

Студент 3-го курса

Нижегородской Духовной Семинарии

Андрей Волгин

 

Николо-Угрешская духовная семинария

 

Николо-Угрешский монастырь играет ключевую роль в жизни студентов семинарии ввиду того, что обитель и духовная школа во многом тесно связаны.

Во-первых, это историческая связь. В 1866 г. настоятель обители, преподобный Пимен Угрешский, открыл при монастыре народное училище для детей крестьян окрестных деревень. Осуществляя эту историческую миссию, он стремился, чтобы образование было «проникнуто духом христианского благочестия, а не тем зловредным суемудрием и неверием, который все более и более овладевает миром». В советское время, как и все подобные школы, училище было закрыто, но память о его существовании создала в новейшую эпоху предпосылки для учреждения духовной школы при монастыре.

 

Икона преподобного Пимена Угрешского в Никольском соборе Николо-Угрешского мужского монастыря

https://nupds.ru/aktovyj-den-v-nikolo-ugreshskoj-seminarii-2903

 

Во-вторых, это духовное воспитание будущих пастырей. Многочисленные святыни обители, уставное монашеское богослужение, общение с братией, несение монастырских послушаний формируют в воспитанниках семинарии особое духовное устроение, основанное на причастности к многовековой аскетической традиции православного монашества.

В-третьих, это духовное руководство. Совместные богослужения и общение с насельниками обители позволяют семинаристам увидеть живой пример духовной жизни, осознать ценность аскетических практик, обрести опытного духовника из числа монашествующих.

Учебный год для преподавателей и студентов семинарии традиционно начинается с молебна в Спасо-Преображенском соборе монастыря, где хранятся главные святыни обители — мощи святителя Николая Чудотворца и преподобного Пимена Угрешского. Помимо этого, в дни монастырских престольных праздников, учащие и учащиеся духовной школы участвуют в совместных богослужениях с братией обители. Накануне основных зачётов и экзаменов студенты посещают Спасо-Преображенский собор для сугубой молитвы перед мощами небесных покровителей семинарии.

Студенты несут в монастыре различные послушания: пономарство, чтение и пение за монастырским богослужением, уборка храмов обители, помощь в хозяйственных работах по монастырю.

 

Студенты Николо-Угрешской духовной семинарии несут иподиаконское послушание

https://nupds.ru/aktovyj-den-v-nikolo-ugreshskoj-seminarii-2903

 

Изучение богатого прошлого Николо-Угрешской обители — одно из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов Духовной школы на Угреше. С 2010 по 2020 гг., в день празднования в честь иконы Божией Матери «Взыграние» Угрешская (20 ноября по новому стилю), в стенах семинарии ежегодно проводилась научная конференция «Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря», по материалам которой издавались сборники докладов. С 2021 г. тематика данной конференции была расширена до «Монастыри и монашество в истории Русской Православной Церкви», однако её программа традиционно включает и выступления, посвящённые отдельным страницам истории Угрешской обители. Помимо этого, к юбилейным датам монастыря приурочено проведение тематических круглых столов для воспитанников семинарии, позволяющих семинаристам прикоснуться к богатому историческому, культурному и духовному наследию обители, в стенах которой происходит их становление как будущих пастырей Церкви Христовой. Нередко темы, связанные с Николо-Угрешским монастырем, избираются преподавателями для написания научных статей, предназначенных для публикации в периодическом журнале семинарии «Угрешский сборник», а также учащимися Духовной школы для исследования в рамках курсовых и дипломных проектов. Что же касается в общем изучения темы паломничества, то этому уделяется внимание в трудах отдельных преподавателей (в частности, истории паломничества на Святую Землю).

Семинаристы оказывают посильное участие в приёме паломников. В частности, отдельные студенты привлекаются к проведению экскурсий. Также в дни престольных торжеств воспитанники семинарии помогают братии в проведении и обслуживании праздничной трапезы.

 

Встреча студентов Николо-Угрешской духовной семинарии с архимандритом Василием (Паскье)

https://vk.com/wall-2108408303514

 

В Николо-Угрешской семинарии проходят обучение иностранные студенты, в том числе из стран Африки. В связи с этим вспоминается такой случай. В сентябре 2024 г. в актовом зале семинарии на встрече с наместником Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах архимандритом Василием (Паскье) африканские студенты задали ему серьёзный вопрос: «Не получится ли так, что Православие, пришедши в Африку, заменит их национальные традиции русскими»? На что отец Василий, улыбнувшись, ответил, что даже если всех студентов-африканцев Николо-Угрешской семинарии постирать в стиральной машине, белыми они от этого не станут. Он успокоил ребят, сказав, что Православие, придя в Африку, сохранит их национальную культуру, но преобразит её изнутри.

 

Псково-Печерская духовная семинария

 

Псково-Печерская духовная семинария располагается неподалеку от Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, и это соседство плодоносно влияет на жизнь семинарии во многих аспектах.

 

Студенты Псково-Печерской духовной семинарии

https://pravoslavie.ru/152854.html

 

Во-первых, как предыдущие ректоры, так и нынешний, митрополит Матфей, по совместительству является игуменом Псково-Печерского монастыря. Поэтому семинария — это не отдельно изолированное учебное заведение, это часть монастыря. Можно сказать, что наша семинария — это выполнение монастырем тех образовательных функций, которые лежали на них в давние времена. Наш первый проректор — игумен Августин (Заярный) — один из насельников монастыря и один из монастырских духовников, и, конечно, опыт его монашества, принципы управления и устроение духовной жизни находит отражение в жизни семинаристов.

 

На богослужении в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

https://ppseminary.ru/archives/5939

 

Во-вторых, некоторые преподаватели пастырских дисциплин также насельники монастыря, и они стараются преподавать с учетом опыта монастырской жизни, не редко обращаясь к примерам из истории обители, к опыту старцев.

 

Первая духовная семинария на Псковщине была образована в 1732 году по инициативе архиепископа Варлаама (Леницкого). В 1738 году специально для этой духовной школы было выстроено здание в центре Пскова рядом с подворьем Печерского монастыря. Как и все, Псковская семинария была ликвидирована в 1918 г. Ровно на 100 лет было прервано духовное образование на этих землях. В 2018 году по инициативе митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) при Псково-Печерском монастыре был открыт филиал Сретенской духовной семинарии. В 2021 году решением Священного Синода филиал был превращен в Псково-Печерскую духовную семинарию.

 

Ну и в-третьих, мы сами часто участвуем в жизни монастыря, например, у нас есть различные послушания, начиная от пономарств на богослужениях и заканчивая уборкой урожая. Участвуя в различных послушаниях, семинаристы общаются с монахами и перенимают, среди прочего, духовный опыт. Одним из послушаний является проведение экскурсий по монастырю. Среди экскурсоводов и Ваш покорный слуга. Учитывая то, что мы изучаем богословие, наши экскурсии не похожи на музейные: гуляя с паломниками по монастырю, мы не просто зачитываем заранее заученный текст, наша задача не передать сухую информацию, а наоборот, мы стараемся позволить приходящим в монастырь людям прикоснуться к чему-то более важному, чем стены, задуматься о серьезных вопросах, стать ближе к предкам, осознать ценность культуры, почувствовать себя частью православного мира и понять его.

 

Студенты Псково-Печерской духовной семинарии принимают участие в ночной Божественной Литургии в Богозданных пещерах

https://ppseminary.ru/archives/4286

 

И, конечно, у людей, прикасающихся к таким глубоким вещам, появляются не менее глубокие вопросы, на которые необходимо грамотно отвечать. Люди, приезжающие в монастырь совершенно разные: бывает, приезжают невоцерковленные или атеисты, а бывает и так, что приезжают опытные паломники, которые знают все до мелочей, и сами расскажут подробности о тех или иных старцах нашего монастыря. Поэтому беседы с паломниками на экскурсиях становятся серьезным подспорьем учебного процесса, позволяя нам осознавать важность глубокого изучения богословия и заранее понять одну из граней вероятного будущего служения.

 

Студент 4-го курса

Псково-Печерской Духовной Семинарии

Тихон Козьяков

 

Тамбовская духовная семинария

 

Тамбовская духовная семинария со времени своего возрождения в 2005 году располагается на территории Казанского мужского монастыря города Тамбова.

 

Тамбовская духовная семинария была основана 22 сентября 1779 года указом императрицы Екатерины II. В 1786 году городские власти выделили участок на Набережной улице Тамбова для строительства здания семинарии. Спустя два года классы философии и риторики были переведены в новое помещение. В дореволюционные времена Тамбовская губерния занимала территорию, в два раза превышающую нынешнюю Тамбовскую область, и включала в себя земли со значительным мордовским населением. Будущие священнослужители, занимаясь миссионерской деятельностью, должны были владеть языками местных жителей. Поэтому в программу обучения были включены мордовский и татарский языки. В 1918 году семинария была закрыта. В 2005 году Тамбовская духовная семинария была возрождена на территории Казанского мужского монастыря.

 

Поступая в духовную школу, семинаристы оказываются в ограде святой обители и проникаются ее молитвенным духом. Распорядок дня воспитанников во многом ориентирован на суточный круг богослужений и уклад монастырской жизни. Студенты ежедневно участвуют в богослужениях в Иоанно-Предтеченском храме обители, где исполняют различные послушания: чтеца, певца и пономаря, в том числе в рамках ежегодной практики по профилю профессиональной деятельности, которая предусмотрена учебным планом.

Еженедельно, после вечернего богослужения, духовенство монастыря совершает молебны с акафистным пением: по понедельникам — Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, а по средам — перед списком чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Семинаристы, преподаватели и воспитанницы регентского отделения участвуют в соборной молитве. Помимо богослужебной практики, студенты несут трудовые послушания в монастыре, помогают в уборке храмов и прилегающей территории, оказывают помощь в монастырском Никольском скиту в селе Воронцовка Токаревского района.

 

Диаконская хиротония студента 3-го курса Тамбовской духовной семинарии Даниила Лопухова 20.08.2023.

https://tamds.ru/2023/08/20/soversheno-rukopolozhenie-studenta-v-diakona/

 

История и современное развитие Казанского мужского монастыря, как одного из главных объектов православного духовного и культурно­ исторического наследия на Тамбовской земле, является предметом научно­ исторических и богословских исследований и грантовых проектов, в которых участвуют преподаватели и студенты Тамбовской духовной семинарии.

Примером может служить две статьи ректора семинарии митрополита Феодосия: «Казанский мужской монастырь в городе Тамбове — история основания и современное возрождение» (https://eparhia-tmb.ru/hramy-i-monastyri/kazanskij-muzhskoj-monastyr-g-tambova/), а также «240 лет Тамбовской духовной семинарии — от становления к возрождению и развитию» (https://eparhia-tmb.ru/240-let-tambovskoj-duhovnoj-seminarii-ot-stanovleniya-k-vozrozhdeniyu-i-razvitiyu/).

В 2022 году при участии Тамбовской духовной семинарии был реализован проект, получивший грант Президента Российской Федерации В.В. Путина для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства — Интерактивная архитектурная экспозиция «Казанский мужской монастырь — духовное сердце Тамбова».

Его цель — восстановление архитектурного Казанского мужского монастыря города Тамбова, который был и остается духовно-просветительским центром Тамбовской епархии, местом молитвы и паломничества, архитектурным украшением областного центра. В стенах этой обители совершали свои молитвенные подвиги и трудились многие прославленные святые. В частности, в 1793 году в Казанском храме епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен в сан иеромонаха преподобный Серафим Саровский. А священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, в этом монастыре был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Святители Феофан Затворник и Кирилл (Смирнов), совершая архипастырское служение и созидая систему духовного образования в Тамбовской епархии, проживали в Архиерейском доме на территории Казанского монастыря. Этот старинный трехэтажный дом, бывший резиденцией тамбовских архипастырей до закрытия обители в 1918 году, являлся учебным корпусом Тамбовской семинарии с 2005 по 2019 год.

С сентября 2019 года Тамбовская семинария размещается в новом корпусе, который по праву считается одним из красивейших зданий областного центра и гармонично вписывается в ансамбль Казанского монастыря.

 

Участники III Всероссийской Феофановской теолого-педагогической конференции на фоне нового корпуса Тамбовской духовной семинарии

https://tamds.ru/2022/05/27/iii-vserossijskaya-feofanovskaya-teologo-pedagogicheskaya-konferentsiya/

 

Студенты семинарии принимают активное участие в культурно­ просветительской деятельности, проводят экскурсии по территории монастыря и епархиальному древлехранилищу, расположенному в здании семинарии.

Кроме того, монастырь регулярно посещают учащиеся высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Для них семинаристы являются проводниками в мир православной культуры.

 

Хор студентов Тамбовской духовной семинарии

https://tamds.ru/2024/09/01/novyj-uchebnyj-god-v-tambovskoj-duhovnoj-seminarii/

 

Воспитанники ощущают живую духовную связь с подвижниками прошлого. С одним из студентов произошёл такой случай. Разбирая книги в старой семинарской библиотеке, он нашёл дореволюционную брошюру с житием преподобного Серафима Саровского. Помолившись батюшке, он прочитал ее «от корки до корки». На следующий день на занятиях в семинарии преподаватель попросил учащихся написать сочинение об этом дивном святом подвижнике, входящем в Собор тамбовских святых. Когда воспитанник приступил к работе, слова сами ложились на белый лист. По итогам проверки его сочинение было признано одним из лучших. Семинарист поблагодарил преподобного за помощь и с тех пор часто обращается к нему в молитве.

 

Заведующий Паломническим отделом

Тамбовской епархии

диакон Даниил Лопухов

 

Материал подготовили Я.В. Гальченко, И.А. Рыжов

Православный паломник

84 просмотров