ПРИСУТСТВИЕ ДУХОВНЫХ ШКОЛ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В исследовании рассматривается присутствие духовных школ в современном информационном пространстве. Работу отличает комплексный подход, в рамках которого анализируются основные составляющие информационной сферы: сайт духовной образовательной организации и его роль в процессе получения государственных лицензии и аккредитации, а также общее информационное поле (система информационных ресурсов), которое складывается вокруг духовного учебного заведения, в том числе отражение проводимой духовными школами научной и воспитательной работы, как на сайте, так и в сопутствующих социальных сетях. Также, в контексте формирования христианской нравственности, навыков самоконтроля и воспитания культуры общения, рассматривается проблема личного присутствия в сети Интернет студентов духовных школ.
Ключевые слова: цифровизация, информационные сети, духовное образование, духовные образовательные организации, сайт духовной образовательной организации.
***
Развитие информационных сетей и особенно утверждение цифровизации как нового тренда в общественном развитии, в целом, и в сфере образования, в частности, делает присутствие духовных школ в информационном пространстве не только возможным, но и необходимым. Сегодня наличие качественного и регулярно обновляющегося сайта, а также страниц в социальных сетях, на новостных каналах в популярных коммуникаторах, присутствие на богословских информационных порталах и доступ к электронным библиотекам приобретает уже вполне функциональный характер.
Прежде всего, следует сказать о том, какую роль играет сегодня сайт духовной образовательной организации в процессе получения государственных лицензии и аккредитации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации (далее – ОО) формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Информация и документы подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение 10-ти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Структуру официального сайта образовательной организации и формат представления информации регламентируют соответствующие нормативные акты:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 29).
‒ Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»[1].
‒ Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 (в ред. от 12.01.2022) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». Согласно Требований, официальный сайт образовательной организации должен иметь специальный раздел «Сведения об образовательной организации»[2].
‒ Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 24.03.2022) «Об осуществлении мониторинга системы образования».
‒ Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 (ред. от 18.12.2019) «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
‒ Приказ Рособрнадзора от 10 июня 2019 г. № 796 (ред. от 20.01.2022) «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в
сфере образования и науки».
‒ «Методические рекомендации представления информации об образовательной организации высшего образования в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования»[3] (актуальная версия 6.6.0. от 2022 г.).
Таким образом, специальный раздел сайта ОО должен содержать следующие подразделы:
Основные сведения.
Структура и органы управления образовательной организацией.
Документы.
Образование.
Образовательные стандарты.
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
Стипендии и иные виды материальной поддержки.
Платные образовательные услуги.
Финансово-хозяйственная деятельность.
Вакантные места для приема (перевода).
Международное сотрудничество (дополнен в 2019 году приказом Рособрнадзора №796 от 10.06.2019).
Доступная среда (дополнен в 2019 году приказом Рособрнадзора №796 от 10.06.2019).
Размещаемая в Специальном разделе информация должна иметь специальную html-разметку. Проверить наличие всех параметров html-разметки возможно в информационной системе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки АИС «Мониторинг» по адресу https://ais-monitoring.obrnadzor.gov.ru. Доступ к системе предоставляется бесплатно.
Учебный комитет Русской Православной Церкви с 1 апреля 2019 года осуществляет регулярный инспекционный мониторинг корректного и своевременного заполнения специального раздела официальных сайтов находящихся в его ведении образовательных организаций. По данным мониторинга за 2022 год официальные сайты подведомственных Учебному Комитету образовательный организаций не в полной мере соответствовали требованиям законодательства.
Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:
Нахождение страниц специального подраздела в стадии постоянной разработки и доработки и/или отсутствие страниц или информации.
Отсутствуют или не в полном объёме размещены электронные копии положений о структурных подразделениях образовательной организации.
Размещённые электронные копии документов имеют не корректную электронную подпись (д.б. простая эл. подпись или усиленная квалифицированная эл. подпись), или не имеют таковой вовсе.
Несвоевременное размещение эл. копий документов или размещение эл. копий документов, утративших свою актуальность (Основная образовательная программа, Отчет о результатах самообследования, который согласно ПРИКАЗУ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 должен быть сформирован и размещен на сайте по состоянию на 01 апреля текущего года в срок до 20 апреля текущего года, правила приема не позднее 1 ноября, план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, отсутствие документов по ссылке и т.д.).
Отсутствие в специальном разделе сайта ОО оценочных материалов («Оценочные материалы в структуре образовательной программы являются обязательным компонентом» (Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей (см. письмо Минобрнауки № MН-5/339 от 28.02.2022)).
С целью полного и качественного размещения информации на сайте предлагается использовать разработанное ФГБУ «Росаккредагентство» программное обеспечение «Модуль сбора данных для специального раздела сайта образовательной организации».
При проведении аккредитационной экспертизы или мониторинга используются аккредитационные показатели, которые формируются в том числе и на основании информации сайта ОО.
С этой целью экспертами изучаются и анализируются документы, информация и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на их официальных сайтах в сети «Интернет»[4].
Некорректное заполнение специального раздела сайта образовательной организации является основанием для внеплановых проверок Рособрнадзором деятельности образовательных организаций, в том числе и находящихся в ведении Учебного Комитета Русской Православной Церкви.
Следующей важнейшей функцией присутствия духовных школ в информационном пространстве является процесс формирования информационного поля ‒ своеобразной системы информационных ресурсов, которая должна складываться вокруг духовного учебного заведения.
В этой области сложилась достаточно стабильная картина. Все духовные учебные заведения (уже более сорока), имеют свои сайты в сети «Интернет». Учитывая, что к сайтам предъявляется ряд общих требований они имеют достаточно высокий уровень унификации. Теоретически, любой человек, зайдя на сайт любой семинарии может достаточно быстро получить интересующую его информацию.
Сегодня уже сложились критерии исходя из которых осуществляется общая оценка сайтов. Это частота обновлений, качество контента и наличие необходимой информации. Понятно, что при анализе необходимо учитывать возможности и особенности каждого учебного заведения.
Так, частота обновлений безусловно зависит от количества учащихся и преподавателей духовного учебного заведения. Ежедневные неоднократные обновления стали нормой для сайтов МДА[5], СПбДА[6], ПСТГУ[7]. Приближается к этому уровню СДА[8].
Говоря о лидерах, необходимо отметить одну важную тенденцию – при регулярном обновлении контента идёт процесс формирования системы информационных ресурсов вокруг учебного заведения. Реализуя основные направления деятельности или работая над отдельным проектом администрация и преподавательская корпорация приходят к осознанию необходимости специальных форм для информационного обеспечения своей деятельности. Так возникают отдельные сайты, инкорпорированные в общую информационную систему, но заточенные под специфические задачи. Речь идёт не о страничках в ВК или Ютубе, дублирующих информацию с основного сайта, не о платформах, обслуживающих заочное или дистанционное образование, не о книжных интернет магазинах, а о самостоятельных ресурсах, возникших в результате творческой активности. Такой процесс указывает на постепенное формирование профессиональных сообществ со своими информационными потребностями.
Рассмотрим наиболее яркий пример – Московскую духовную академию. Помимо основного сайта функционируют ещё несколько значимых информационных площадок:
‒ Церковно-археологический кабинет[9];
‒ Киностудия МДА Богослов[10], проект которой «Лица академии» вышел на второй сезон и пользуется заслуженной популярностью;
‒ Сайт кафедры библеистики МДА[11];
Сайт кафедры русской духовной словесности[12];
В СПбДА можно отметить сайт издательства академии на котором можно получить информацию не только о книжных новинках, но и о научной деятельности Барсовского общества и Византийского кабинета СПбДА[13].
Заслуживает слов одобрения проект ПСТГУ Флоригелий[14].
Многие семинарии показали, что активное присутствие в медиапространстве доступно не только академиям. Можно отметить хорошую работу Донской семинарии[15], Екатеринбургской семинарии[16], Воронежской семинарии[17]. Вышли на стабильный уровень работы сайты Хабаровской семинарии[18], Вологодской[19] семинарий. Показывает хорошую новостную динамику сайт ОЦАД[20].
Справедливости ради надо отметить, что есть и другие примеры. Так жизнь на сайте Владимирской семинарии остановилась в середине февраля 2023 года[21] (данные на 26 апреля). Двухмесячный перерыв указывает не на отсутствие событий, а на системный сбой в области информационной работы. Понятно, что такое положение вещей может отрицательно сказаться на целом ряде смежных направлений работы, например, на работе с абитуриентами.
Ещё пример: на сайте Томской семинарии за полтора месяца (с 1 марта по 15 апреля 2023) размещена только одна новость[22]: об инспекции Учебного комитета. Возможно, перерыв вызван перенапряжением от подготовки к проверке, но надо рассчитывать свои силы.
На сайте Екатеринодарской семинарии в разделе Анонсы[23] все девять указанных мероприятий уже прошли, причём, шесть из них относятся к 2022 году.
Подчёркиваю, что речь шла о количественных показателях наполнения сайтов. Теперь перейдём к содержательной составляющей, это поможет понять основные тенденции и проблемы рассматриваемой темы.
Если мы внимательно посмотрим о чём пишут сайты, то легко выделим основные типы новостных материалов. Если количественные показатели сайтов учебных заведений значительно разнятся, то структура контента очень похожа. Сайты возникли приблизительно в одно время и формировались под влиянием одних и тех же процессов. О них мы поговорим позже.
Сразу можно выделить крупный блок «богослужебные новости». На сайтах небольших семинарий такие новости доминируют не только в Пасхальный и Рождественский период, но и на протяжении всего года. Богослужение является важнейшей составляющей семинарской жизни и наличие таких новостей ‒ это хорошо, но при определённых обстоятельствах сайт духовного учебного заведения становится похож на приходской сайт. А если ректором является владыка, то такое доминирование делает сайт похожим на личную страничку правящего архиерея. Например, сайт Тамбовской семинарии[24].
Вторую типовую новостную форму составляют новости о внеучебной деятельности семинаристов: концерты, музеи, спортивные соревнования, прогулки, экскурсии, конкурсы, встречи с писателями и так далее. Посыл такого контента понятен: в семинарии идёт интересная насыщенная жизнь ‒ «у нас интересно».
Следующий тип можно назвать «принял участие». Здесь, конечно, доминируют преподаватели, учащиеся на втором плане. Большинство мероприятий научного характера, но есть и административные. Общий посыл также легко считывается, с небольшой долей иронии его можно назвать «мы умные».
Отдельный блок составляют анонсы и новости о научных конференциях, круглых столах, семинарах и выходе очередного номера научного журнала. Это наука в чистом виде. И об этом разделе речь пойдет ниже.
Ну и небольшая часть новостей административного характера: совещания, соглашения о сотрудничестве, юбилеи, награды.
Все перечисленные типы новостей необходимы в информационном потоке, все отражают какую-то важную сторону жизни. Если формализовать общий новостной посыл, то сайты нам сообщают о том, что под одной крышей собрались умные взрослые люди и молодёжь. Умные люди занимаются наукой, а молодёжь тоже пытается принимать в этом участие, но больше культурно проводит время. Все вместе они молятся в храме. Картинка получается красивая, но совершенно неотражающая реальное положение вещей.
Чтобы двигаться дальше, необходимо дать ответ на два важных вопроса:
Для кого создан сайт?
Какие важные направления работы не освещены (или отсутствуют) на сайте?
Вопросы простые, но ответить на них сразу сложно. Действительно, а для кого работают все наши сайты?
Можем ли мы, ознакомившись с контентом чётко выделить ту целевую аудиторию, в интересах которой ведётся информационное обеспечение?
Это точно не студенты. Для них полезны только несколько анонсов.
Потенциальные абитуриенты? На сайте можно узнать какие документы и когда подавать, когда пройдут дни открытых дверей и как проводят время семинаристы. Эта информация важна для тех, кто уже рассматривает вариант поступления как возможный, а мы знаем, что число таких людей колеблется от нескольких десятков, до нескольких единиц, в зависимости от учебного заведения. Слишком маленький сегмент. Проанализировав контент, нельзя сказать, что на сайтах ведётся планомерная работа по привлечению поступающих, да и работа с молодёжной аудиторией подразумевает другой информационный формат.
Преподаватели или профессиональные сообщества? Для них важен сегмент анонсов научных мероприятий, возможность презентации личных достижений (доклады на конференциях, книги) и сообщения о прошедших научных мероприятиях и вышедших периодических изданиях. Можно сказать, что научное направление наиболее полно представлено в информационной повестке. Постепенно удалось выработать оптимальную форму подачи материала. В качестве примера можно привести сайт СПбДА.
Есть и другие разделы сайта, предназначенные для другой целевой аудитории, но они либо плохо оформлены, либо незначительны, чтобы стать объектом рассмотрения. Среди них можно сделать одно исключение.
Среди целевой аудитории можно выделить ещё одну категорию. Это, как это не парадоксально, начальство. Сайт является удобной формой полуформальной коммуникации с разного рода начальниками. Семинарии имеют возможность сообщить о своих достижениях, о факте проведения чего-либо. По форме сообщения и по уровню его информативности видно, что оно никого заинтересовать не может, а создано только для подтверждения какого-нибудь пункта отчёта. Эта связка (отчёт + новость) постепенно перевешивает реальный вес события. Большая проделанная работа, плохо ложащаяся на новостной формат, ценится меньше, чем красивая новость, за которой ничего не стоит. Так три семинариста, посмотревшие кино превращаются в очередное заседание студенческого киноклуба, часовая лекция приезжего гостя с обязательным посещением становится творческим вечером, а ZOOM позволяет поставить производство «научных» мероприятий на поток.
Вот здесь уместно привести ряд теоретических положений, связанных с нашей темой. Все мы стали свидетелями постепенного формирования новой цифровой реальности. Сначала она была как бы зеркалом обычной реальной жизни, потом превратилась в её модель, а потом зажила самостоятельной жизнью. Произошло это, конечно, не от желания получше отчитаться за проделанную работу. Проблема глубже. Цифровые возможности стали настолько мощными, что стали сами влиять на пользователей. Встал вопрос: кто от кого зависит? Этот вопрос не имеет простого ответа. Ясно одно: если мы используем цифровые возможности для достижения целей, которые поставили исходя из своей ОСНОВНОЙ деятельности, то мы сохраняем независимость. Если мы занимаемся обслуживанием нашего присутствия в цифровой среде, то мы теряем независимость, превращаясь в функцию внутри этой среды и действуя по её правилам.
Необходимо сказать также несколько слов о связи содержания сайтов ДОО и воспитательной работы.
И тут прежде всего встает вопрос: что является основным направлением деятельности духовных учебных заведений? Несомненно, что это УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС по подготовке духовенства.
Что он включает в себя?
‒ Накопление и осмысление опыта по преподаванию ряда основных дисциплин.
‒ Освоение успешных практик и приёмов, вскрытие проблем и ошибок в преподавании. Их обсуждение и работа над ошибками.
‒ Анализ потребностей, выдвигаемых практикой служения, и корректировка учебных и практических занятий.
‒ Анализ опыта воспитательной работы, выделение типовых нарушений, оценка их опасности для формирования пастырей, определение наиболее действенных мер борьбы с нарушениями и внедрение их в практику работы.
‒ Анализ практик формирования положительных качеств необходимых будущим пастырям.
‒ Анализ процесса становления молодых пастырей после выпуска и корректировка воспитательной работы исходя из результатов этого анализа.
‒ Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающее отбор и анализ информации по наиболее важным событиям с целью сокращения информационного хаоса в среде семинаристов и преподавателей.
Всё остальное является вспомогательной деятельностью.
Теперь соотнесём основную деятельность духовных учебных заведений и контент на их сайтах. Вывод простой: учебно-воспитательный процесс практически не представлен. Наиболее близкая в нему тематика, это научная деятельность. Но при более тщательном рассмотрении видно, что это утверждение ошибочно. Проанализируйте содержание докладов на конференциях и тематику статей в семинарских и академических изданиях, и вы увидите, что наука там есть, анализа преподавания очень мало, а воспитательной работы просто нет.
Почему так произошло? Причин много, но обратите внимание на одну закономерность: наукой можно заниматься и без семинаристов, преподавательская деятельность подразумевает достаточно активное взаимодействие с ними, а воспитательный процесс без семинаристов просто немыслим. Постепенно мы выбираем те практики, которые позволяют нам расти как профессионалам без участия семинаристов. Наука оторвалась от образования и воспитания в духовных школах. Это тупик. Церковная наука – важнейшее направление, но она может развиваться только при наличии широкой базы хорошо образованного и воспитанного духовенства. Эта группа её питательная среда и основные потребители результатов. Уже сейчас мы сталкиваемся с тем, что научные сборники никто не читает, а докладчик после прочтения своего доклада на конференции, отключив звук и изображение, спокойно занимается своими делами. Отчёты живут отдельной от реальности жизнью, а сайты рассказывают о зазеркалье.
Со временем, учащиеся видя существование двух реальностей и не чувствуя внимания к своим настоящим проблемам, спокойно выберут путь наименьшего сопротивления и сами оторвутся от паствы. Это приведёт к тому, что пастырское окормление прихожан постепенно заменится присутствием в СМИ, научной или популяризаторской деятельностью, отчётами и презентациями. Отсутствие опыта совместного делания, преодоления трудностей под руководством старших приведут к непониманию себя и других людей, боязнью их и попыткам отгородиться от реальности. Это пессимистичный сценарий, но от этого он не становится менее вероятным.
Насколько связаны указанные проблемы и сайты? Мы понимаем, что не сайты виноваты, но они могут многократно увеличить ошибки, или помочь своевременно их увидеть и найти правильное решение.
В качестве промежуточного вывода можно отметить положительные стороны. В целом сайты духовных школ работают стабильно и не допускают серьёзных фактических ошибок. В большинстве случаев информационная работа обходится достаточно дёшево для семинарских бюджетов. Безболезненно решаются вопросы смены кадров. Сайты духовных учебных заведений составляют единую информационную систему с типовым набором новостных форм. Наиболее удачные решения достаточно быстро перенимаются всеми её участниками.
Отрицательные и проблемные стороны. Сайты обслуживают сложившуюся систему с её недостатками. Сайты так и не стали рабочими инструментами основных процессов. Пассивно относясь к основному процессу, слабо реагируя на внешние вызовы, выдавая желаемое за действительное сайты создают информационный вакуум, который заполняется внешними информационными площадками, идейная направленность которых часто противоречит задачам духовных учебных заведений.
Освещение на сайте ДОО научной деятельности, о которой уже частично было сказано выше, сегодня также является важнейшей составляющей в процессе формирования системы информационного контента – а именно: презентации лучших достижений научно-богословского поиска преподавателей (прежде всего профессоров и доцентов) и учащихся (прежде всего, аспирантов и магистрантов) духовных учебных заведений.
Прежде всего, это страницы научных изданий духовных школ, которые должны соответствовать обязательным Общецерковным[25], ВАКовским[26] и РИНЦевским[27] требованиям к сайтам (или страницам) научных периодических изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей ученых (в том числе и церковных) степеней доктора наук (в том числе теологии и богословия) и кандидата наук (в том числе теологии и богословия). Затем – сборники трудов научно-богословских конференций, проводимых духовными школами. А также другие научные издания, в том числе научные сборники, монографии и отдельные научные статьи преподавателей высших духовных учебных заведений.
В частности, для того, чтобы научное издание духовной школы могло войти в Общецерковный перечень научных изданий, оно должно выходить не менее 4 раз за 2 года, иметь официальный сайт или страницу на сайте ДОО в сети Интернет, на которых в открытом доступе на русском и английском языках размещается информация об издательстве, главном редакторе, составе редакционной коллегии и/или редакционного совета с указанием ученой степени, ученого звания всех его членов, контактная информация, описание тематики издания, правила оформления и рецензирования научных статей, аннотации и ключевые слова для всех материалов, опубликованных изданием за последние 2 года.
А для вхождения в перечень журналов ВАК, издание должно выходить 4 раза в год, обязательно иметь сайт (или страницу) в сети Интернет, где в открытом доступе – также, как и по требованиям Общецерковного перечня − размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах на русском и английском языках для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за последние 2 года.
Кроме того, это относится и к Общецерковному перечню и перечню ВАК, в сети Интернет (на странице журнала) могут размещаться полнотекстовые версии всех статей (в бесплатном или платном режимах доступа).
Добавлю, что размещение в бесплатном режиме значительно расширяет доступ к результатам научно-исследовательской работы преподавателей духовных школ и значительно облегчает и тем самым повышает количество цитирований их научных статей, что, в свою очередь, является одним из важнейших показателей качества и актуальности научной работы.
Также на сайте в сети Интернет на русском и английском языках размещается информация об издательстве, главном редакторе, редакционном совете и/или редакционной коллегии, а также контактная информация с подробным описанием тематики журнала.
Следует еще добавить, что претендующие на вхождение как в Общецерковный перечень, так и в перечень ВАК издания должны быть зарегистрированы в РИНЦ и представлять в РИНЦ информацию об опубликованных научных статьях в трехмесячный срок с даты выпуска соответствующего номера издания.
Полный перечень требований к научным рецензируемым изданиям Общецерковного перечня находится на сайте ОЦАД[28].
Обзор страниц журналов, входящих в перечень ВАК, показывает следующие результаты.
В перечень ВАК по Теологии (за исключением двух журналов ПСТГУ) входят шесть журналов духовных школ:
– научные журналы Московской («Богословский вестник») и Санкт-Петербургской («Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии») духовных академий;
– научные журналы Екатеринбургской («Вестник Екатеринбургской духовной семинарии»), Калужской («Богословско-исторический сборник») и Тамбовской («Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии») духовных семинарий.
В качестве положительных примеров можно отметить, что страницы научных журналов МДА[29], СПбДА[30], Екатеринбургской[31] и Тамбовской[32] духовных семинарий соответствуют требованиям ВАК и, кроме того, там можно найти полнотекстовые электронные версии всех изданных номеров.
Страница журнала Калужской духовной семинарии[33] (по данным на 26 апреля 2023 года) не вполне соответствует требованиям: не открываются ссылки с требованиями к публикациям и Положения о журнале и порядке рецензирования, также не все выпуски журнала, в связи с тем, что срок регистрации домена истек и требовалось продление, чтобы возобновить работу домена и его сервисов. Также отсутствует информация на английском языке: об издательстве, главном редакторе, редакционном совете и/или редакционной коллегии, а также контактная информация с подробным описанием тематики журнала.
Обзор страниц журналов духовных школ, входящих в Общецерковный перечень, даёт следующие результаты.
Журналы духовных школ, входящие в Общецерковный перечень научных изданий (согласно утвержденному 28 апреля 2023 года[34] Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом перечню рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права, доктора церковного искусства и кандидата богословия) представлены в следующей таблице:
№ | Учредитель (издатель) | Наименование журнала | Адрес сайта или страницы журнала в сети Интернет |
1. | Барнаульская духовная семинария | Труды Барнаульской духовной семинарии | https://altay-seminary.ru |
2. | Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) | Труды Белгородской духовной семинарии | http://bel-seminaria.ru |
3. | Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария города Владимира | Труды Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии | http://vlpds.ru |
4. | Вологодская духовная семинария | Вестник Вологодской духовной семинарии | http://vologda-seminaria.ru |
5. | Воронежская духовная семинария | Труды Воронежской духовной семинарии | https://vpds.ru |
6. | Донская духовная семинария | Научные труды Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета | https://donseminary.ru
https://donseminary.ru/sbornik-bogoslovskix-trudov-dds/
|
7. | Екатеринбургская духовная семинария | Церковь. Богословие. История | https://epds.ru |
8. | Екатеринодарская духовная семинария | Хризостом | https://edskuban.ru |
9. | Казанская православная духовная семинария | Православный собеседник | https://kazpds.ru |
10. | Калужская духовная семинария | Труды по русской патрологии | https://kalugads-new.ru |
11. | Коломенская духовная семинария | Труды Коломенской духовной семинарии | https://kpds.ru
|
12. | Костромская духовная семинария | Ипатьевский вестник | https://seminaria44.ru |
13. | Кузбасская православная духовная семинария | Вестник Кузбасской православной духовной семинарии | https://kpds42.ru |
14. | Курская духовная семинария | Seminarium | https://www.kurskpds.ru |
15. | Минская духовная академия | Труды Минской духовной академии | http://minda.by |
16. | Минская духовная академия | Альманах «Сектоведение» | http://unrel.org |
17. | Минская духовная академия | Библейский альманах «Скрижали» | http://luhot.ru |
18. | Минская духовная академия | Церковно-исторический альманах «ΧΡΟΝΟΣ» | http://minda.by |
19. | Московская духовная академия | Вопросы богословия | https://publishing.mpda.ru |
20. | Московская духовная академия | Церковный историк | https://publishing.mpda.ru |
21. | Московская духовная академия | Праксис | https://publishing.mpda.ru |
22. | Московская духовная академия | Вестник церковного искусства и археологии | https://publishing.mpda.ru |
23. | Московская духовная академия | Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия | https://publishing.mpda.ru |
24. | Московская духовная академия | Метафраст | https://publishing.mpda.ru |
25. | Московская духовная академия | Библейские схолии | https://publishing.mpda.ru |
26. | Московская духовная академия | Библия и христианская древность | https://ojs.patristic.ru |
27. | Нижегородская духовная семинария | Труды Нижегородской духовной семинарии | https://nds.nne.ru |
28. | Николо-Угрешская духовная семинария | Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. | https://nupds.ru |
29. | Новосибирская православная духовная семинария | Богословский сборник | https://dsnsk.ru |
30. | Новосибирская православная духовная семинария | Новосибирский временник | https://journal.dsnsk.ru |
31. | Омская духовная семинария | Вестник Омской православной духовной семинарии | https://www.ompds.ru |
32. | Оренбургская духовная семинария | Вестник Оренбургской духовной семинарии | http://orends.ru |
33. | Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия | Церковь и время | https://church-and-time.ru |
34. | Пензенская духовная семинария | Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии | https://seminariapenza.ru |
35. | Перервинская духовная семинария
|
Труды Перервинской Православной Духовной семинарии | https://ppds.ru |
36. | Перервинская духовная семинария | Церковно-историческая конференция «Платоновские чтения». Сборники докладов. | https://ppds.ru |
37. | Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет | Филаретовский альманах | https://philaret.pstgu.ru |
38. | Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет | Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология | https://periodical.pstgu.ru/ru/series/index/3 |
39. | Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет | Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология | https://periodical.pstgu.ru/ru/series/index/4 |
40. | Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет | Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства | https://periodical.pstgu.ru/ru/series/index/5 |
41. | Псково-Печерская духовная семинария | У пещер, Богом зданных. Научно-богословское издание | http://ppseminary.ru |
42. | Рязанская духовная семинария | Рязанский богословский вестник | http://rpds.info |
43. | Самарская духовная семинария | Научные труды Самарской духовной семинарии | http://samds.ru |
44. | Саранская духовная семинария | Духовная школа | https://www.seminariasaransk.ru |
45. | Саратовская православная духовная семинария | Труды Саратовской православной духовной семинарии | http://sarpds.tmweb.ru |
46. | Смоленская православная духовная семинария | Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии | http://theologyjournal.ru |
47. | Санкт-Петербургская духовная академия | Русско-Византийский вестник | https://scientific-journals-spbda.ru |
48. | Санкт-Петербургская духовная академия | Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях | https://scientific-journals-spbda.ru |
49. | Санкт-Петербургская духовная академия | Вестник Исторического общества | https://scientific-journals-spbda.ru |
50. | Санкт-Петербургская духовная академия | Труды и переводы | https://scientific-journals-spbda.ru |
51. | Санкт-Петербургская духовная академия | Актуальные вопросы церковной науки | https://scientific-journals-spbda.ru |
52. | Сретенская духовная академия | Сретенское слово | https://journals.sdamp.ru |
53. | Сретенская духовная академия | Диакрисис | https://sdamp.ru |
54. | Сретенская духовная академия | Сретенский сборник | https://sdamp.ru |
55. | Ставропольская духовная семинария | Вестник Ставропольской духовной семинарии | https://stpds.ru |
56. | Тамбовская духовная семинария | Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии | https://tamds.ru |
57. | Томская духовная семинария | Труды Томской духовной семинарии | https://tompds.ru |
58. | Томская духовная семинария | Томский богословский вестник. Теология. Право. Экономика. | https://tompds.ru |
59. | Тульская духовная семинария | Духовный арсенал | https://tulds.ru |
60. | Якутская духовная семинария | Сборник трудов Якутской духовной семинарии | https://www.sbyads.ru |
Страницы академических журналов МДА, СПбДА, а также ПСТГУ в целом соответствуют требованиям, за исключением того, что на странице Журнала Исторического общества СПбДА (на 26 апреля 2023 года) пока не размещены выпуски за 2022 год и начало 2023 года.
Страницы журналов Омской, Оренбургской, Костромской, Пензенской, Смоленской, Саратовской духовных семинарий в целом соответствуют требованиям.
Не вполне соответствуют требованиям страницы журналов Новосибирской, Самарской, Казанской, Якутской, Воронежской, Нижегородской, Николо-Угрешской духовных семинарий. К основным недостаткам (по состоянию на 26 апреля 2023 года) относятся:
– отсутствие информация об издательстве, главном редакторе, составе редакционной коллегии и/или редакционного совета с указанием ученой степени, ученого звания всех его членов, контактная информация, описание тематики издания, правил оформления и рецензирования научных статей, аннотации и ключевые слова для всех материалов, опубликованных изданием за последние 2 года на русском и (или) английском языках (например, на страницах Коломенской[37] и Николо-Угрешской[38] духовных семинарий);
‒ сайт работает в тестовом режиме, поэтому не все материалы доступны (например, журнал Якутской духовной семинарии[39]);
– отсутствие номеров за последние 2-3 года (например, на станице Нижегородской духовной семинарии[40] нет выпусков за 2022 год, на странице Новосибирской духовной семинарии не размещены выпуски журнала за 2021 год, на сайте журнала Воронежской духовной семинарии[41] последний выпуск за 2020 год);
– в оформлении статей иногда нет перевода на английский язык названий статей и транслитерации имен авторов, отсутствуют библиографические списки в конце статей, а также ключевые слова и аннотации (на русском и английском языках) (например, в журнале Новосибирской[42] духовной семинарии);
‒ семинария издает только один выпуск (а не два) журнала в год (например, журналы Самарской[43] и Нижегородской духовных семинарий).
Обзор страниц сайтов ДОО, на которых освещается научная работа по организации и проведении научных конференций показывает, что, по большей части, информация как о собственных конференциях, так и об участии Профессорско-преподавательского состава во внешних конференциях размещается в новостных лентах. У ряда ДОО на сайтах есть разделы с анонсами предстоящих научных мероприятий (например, МДА, Сретенская духовная академия, Барнаульская, Оренбургская, Екатеринодарская[44] духовные семинарии), необходимо только следить за их регулярным обновлением.
Хотя к следующему разделу сайта нет каких-либо обязательных требований, тем не менее, в качестве своеобразных образцов размещения материалов научных конференций можно выделить соответствующие разделы сайтов СПбДА[45], Владимирской[46] и Пензенской духовных семинарий[47]. Особенно тщательно собраны и размещены все материалы на сайте Пензенской духовной семинарии: даты проведения конференций, начала и приема заявок, состав Оргкомитета, Информационные письма и Программы конференций, а также полнотекстовые версии сборников докладов. Например, по Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность» представлены все вышеозначенные материалы с 2017 по 2022 год.
Также можно весьма приветствовать размещение на сайтах ДОО других трудов преподавателей: научных статей и монографий, а также и учебно-методических изданий. В этом направлении можно отметить наполнение сайтов Белгородской, Екатеринбургской, Калужской, Новосибирской, Нижегородской, Пензенской, Перервинской, Ставропольской, Тамбовской духовных семинарий.
Учитывая огромную популярность у современников социальных сетей и новостных каналов, духовные школы сегодня не могут оставаться вне работы и на этом информационном поле.
Учебный комитет, по благословению Священноначалия, продолжает вести регулярный мониторинг присутствия высших духовных учебных заведений в сети Internet в целом и в социальных сетях в частности.
На сегодняшний момент большинство духовных школ в той или иной степени ведут информационное сопровождение своей деятельности в социальных сетях: более 90% духовных школ представлены в сети Вконтакте, более 70% ведут Телеграм-каналы.
С моей точки зрения, лучшими примерами успешной деятельности в социальных сетях на сегодня можно назвать работу, проводимую в наших духовных академиях (МДА, СПбДА, СДА), а также в Костромской и Псково-Печерской духовных школах. Там социальные сети обновляются в регулярном режиме, оповещая аудиторию о новостях, предстоящих и прошедших мероприятиях.
В возглавляемой мною Общецерковной аспирантуре и докторантуре сейчас также начата работа по активизации присутствия в интернете. Приглашаю всех присоединяться к нашему ТГ-каналу — https://t.me/Otsad_Kirill_i_Mefodiy.
Хочу обратить внимание, что в сегодняшнем потоке информации не стоит гнаться за исключительностью новостей, необходимо подходить к новостным сюжетам с трезвостью и перепроверять источники, выставлять только реальную и актуальную информацию. Любая оплошность может вызвать обвинение в богословской безграмотности и дать пищу для ликования желающим уличить нас.
Отдельно хотел бы отметить наличие у ряда духовных школ аккаунтов в соцсетях (Facebook и Instagram) деятельность которых запрещена в России как экстремистская. Прошу подходить к вопросу использования таких ресурсов с должным здравомыслием в случае исторически сложившейся практики работы с ними. Разумно будет избегать открытия новых аккаунтов в запрещенных сегодня сетях.
Учащиеся и Интернет.
В связи с тем, что сегодня информационные технологии позволяют осуществлять не только корпоративное, но и личное присутствие в сети студентов духовных школ, в том числе транслирование ими своих личных убеждений, взглядов, а также реакций на те или иные события, духовные школы вынуждены не оставлять без внимания действия своих воспитанников в информационном пространстве. Тут на первый план выходят проблемы формирования нравственности и воспитания культуры общения, навыков самоконтроля.
В заключительной части доклада речь пойдёт о социальных сетях и не только. Надо признать, что эта тема остаётся в серой зоне. Как правило, она становится актуальной в результате каких-либо дисциплинарных нарушений. Знаем мы о ней мало, но по значимости она постепенно выходит на одно из ведущих мест. Ограничимся некоторыми тезисами, которые основываются на реальных случаях из дисциплинарной практики, и могут послужить основой для более глубоких выводов.
К сожалению, иногда наши учащиеся в процессе общения сосредоточены больше на себе самих и равнодушны к собеседникам. Они не понимают, что переписка, голосовые сообщения, посты принципиально отличаются от обычного общения из-за цифрового следа, который могут зафиксировать их собеседники и предъявить потом как свидетельство тех или иных проступков. А если учесть, что уровень понимания того что уместно, а что нет, постепенно снижается, вместе с уровнем самоконтроля, то некоторые ситуации балансируют на грани комедии и трагедии.
Так, например, некий семинарист, желая произвести впечатления на девушку и показать ей какой он творческий и свободный человек, записывает голосовые сообщения, описывающие семинарские будни, подчёркивая свою брутальность в отношениях с алкоголем и критически оценивая всю систему духовного образования. В записях используется всё богатство русского языка. В результате девушка оскорблена формой общения, и записи голосовых сообщений становятся достоянием администрации духовной школы. Итог – отчисление.
Зачастую учащиеся сильно переоценивают значимость собственных мнений и недооценивают влияние ситуации и контекста, особенно при взаимодействии со СМИ. Например, студент магистратуры приглашён в гости к знакомому, ведущему блог оппозиционного характера по отношению к Церкви. В процессе общения у них внезапно возникает идея записи подкаста, во время которой, благодаря общим либеральным комментариям ведущего, рассказ учащегося о системе преподавания, к примеру патрологии, превращается в ряд утверждений, идущих вразрез с традициями учебного заведения. Итог – воспитательское совещание и строгий выговор.
Необходимо также учитывать, что сегодня во многих духовных школах часть функций по информированию учащихся перешла в специальные каналы. Некоторые вопросы дисциплины решаются там же. Учащиеся, общаясь с администрацией в цифровом формате и не получая обратной связи, как при реальном общении, неадекватно оценивают ситуацию и позволяют себе недопустимые высказывания и вызывающее поведение. Например, студент использовал переписку для получения разрешения на выход в город. Получив в мягкой форме отказ, перевёл общение в состояние спора и был вызван на воспитательское совещание. Итог – строгий выговор.
Иногда учащиеся слабо различают, когда в социальных сетях уместно использование сленга или типа коммуникаций, характерных для молодёжных блогов, а когда это недопустимо. Аналогичным образом обстоят дела с выбором тем для комментариев. Наличие собственного мнения для многих служит указанием на необходимость или допустимость публичного высказывания в цифровой среде. При реальном общении форма и категоричность высказываний меняется. Например, учащийся семинарии прокомментировал на своей странице в социальных сетях одно из кадровых решений Священного Синода, используя сленг и прозвища. Итог – отчисление.
Тезисы и примеры можно продолжать, но выводы уже можно сделать. С семинаристами необходимо работать, воспитывая у них культуру общения и навыки самоконтроля. Личным высказываниям должна предшествовать зрелость и дисциплина. Необходимо привить понимание, что публичность высказывания и принадлежность к Церкви накладывают на человека определённые ограничения. Эти ограничения касаются не столько свободы, сколько, простите, глупости. Отдельно это относятся ещё и к духовенству и преподавателям. Желательно увеличить внимание к рассматриваемым проблемам со стороны профессорско-преподавательского состава и администрации.
Выводы.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время для обеспечения роста качества образования сайты учебных заведений должны стать полноценными рабочими инструментами:
‒ для обеспечения процессов получения государственных лицензии и аккредитации;
‒ для формирования вокруг духовной школы интересного и востребованного информационного поля;
‒ для освещения научно-исследовательской деятельности и транслирования ее результатов;
‒ а также и для обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Если мы не займемся эти прямо сейчас, то мы можем не только упустить время и потерять государственную аккредитацию, но и уступить информационную повестку внешним информационным площадкам.
В новых условиях подготовки духовенства необходимо настраиваться на новые виды работы, в том числе, и информационные, чтобы обеспечить выход на новый качественный уровень.
В этой работе и сайты, и социальные сети (в том числе информационные каналы) духовных школ должны стать рабочими инструментами учебно-воспитательного процесса в целом.
***
[1] Регулирует порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления.
[2] Определяет требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формат представления образовательной организацией информации, обязательной к размещению на Сайте в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[3] Содержат рекомендации по структурному и содержательному представлению информации в разделе «Сведения об образовательной организации» и подразделах данного раздела.
[4] См. п. 28 б «Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 3.
[5] URL: https://mpda.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[6] URL: https://spbda.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[7] URL: https://pstgu.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[8] URL: https://sdamp.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[9] URL: http://acmus.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[10] URL: https://www.youtube.com/@BogoslovRU/videos (дата обращения: 26.04.2023).
[11] URL: https://www.bible-mda.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[12] URL: https://rdsmda.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[13] URL: https://izdat-spbda.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[14] URL: https://florilegium.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[15] URL: https://donseminary.ru/news/ (дата обращения: 26.04.2023).
[16] URL: https://epds.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[17] URL: https://vpds.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[18] URL: https://dvseminary.ru/news/ (дата обращения: 26.04.2023).
[19] URL: http://vologda-seminaria.ru/news/ (дата обращения: 26.04.2023).
[20] URL: http://www.doctorantura.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[21] URL: http://vlpds.ru/about_the_university/news/ (дата обращения: 26.04.2023).
[22] URL: https://www.ompds.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[23] URL: https://edskuban.ru/anonsy/ (дата обращения: 26.04.2023).
[24] URL: https://tamds.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
[25] Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия. URL: http://www.doctorantura.ru/nauka/peer-reviewed (дата обращения: 19.04.2023).
[26] Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/documents#tab=_tab:editions~ (дата обращения: 17.04.2023).
[27] РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ. URL: https://elibrary.ru/project_risc.asp (дата обращения: 17.04.2023).
[28] URL: http://www.doctorantura.ru/nauka/peer-reviewed (дата обращения: 26.04.2023).
[29] URL: https://mpda.ru/science/journals/ (дата обращения: 26.04.2023).
[30] URL: https://spbda.ru/science/scientific-journals (дата обращения: 26.04.2023).
[31] URL: https://epds.ru/bulletin/ (дата обращения: 26.04.2023).
[32] URL: https://tamds.ru/nauchnyj-zhurnal-bogoslovskij-sbornik-tambovskoj-duhovnoj-seminarii/ (дата обращения: 26.04.2023).
[33] URL: http://kalugads.ru/%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%ba/ (дата обращения: 26.04.2023).
[34] Утвержден новый Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в котором должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней. URL: http://www.uchkom.info/novosti/10315/?sphrase_id=275391 (дата обращения: 03.05.2023). Здесь же размещены обновленные требования к научно-богословским изданиям, претендующим на включение в Общецерковный перечень рецензируемых изданий.
[35] URL: https://sdamp.ru/nauka/sretenskiy-sbornik/ (дата обращения: 26.04.2023).
[36] Вероятно, данный журнал закрыт и вместо него в 2022 году создан новый журнал: Сретенское слово. URL: https://journals.sdamp.ru/index.php/slovo/issue/archive (дата обращения: 26.04.2023).
[37] URL: https://kpds.ru/publications-all/trud-kds/ (дата обращения: 26.04.2023).
[38] URL: https://nupds.ru/collections (дата обращения: 26.04.2023).
[39] URL: https://www.sbyads.ru/index.php/sbornik-yads (дата обращения: 26.04.2023).
[40] URL: https://www.nds.nne.ru/nauchno-bogoslovskaya-rabota/publikatsii/trudy-nizhegorodskoj-ds (дата обращения: 26.04.2023).
[41] URL: https://vpds.ru/science/zurnal/ (дата обращения: 26.04.2023).
[42] URL: https://dsnsk.ru/deyatelnost/nauchnaya-deyatelnost/bogoslovskiy-sbornik/ (дата обращения: 26.04.2023).
[43] URL: https://samds.ru/nauchno-bogoslovskie-trudy-seminarii/ (дата обращения: 26.04.2023).
[44] Однако, на сайте данной семинарии этот раздел не всегда регулярно обновляется, как было уже сказано выше.
[45] URL: https://spbda.ru/science (дата обращения: 26.04.2023).
[46] URL: http://vlpds.ru/about_the_university/notifies/ (дата обращения: 26.04.2023).
[47] URL: https://conferences.seminariapenza.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
Источник: ЦиВ N 1(102) 2023 г., Стр. 161-188.