Новые библиотеки — новые читатели

По мнению Якова Шрайберга, генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России, современная библиотека должна стать не только хранилищем архивов, но и пространством для получения образования. Однако на пути к модернизации возникают серьезные проблемы, в том числе связанные с вопросами авторского права и финансирования.

— Какие проблемы — финансовые, технологические, правовые — существуют на данный момент в области библиотечного дела?

— Проблем у библиотек всегда было достаточно. Продолжает существовать ведомственная разобщённость: часть общедоступных и федеральных библиотек подчинены Министерству культуры РФ; несколько федеральных библиотек находятся в рамках нового Министерства науки и высшего образования РФ. Раньше в структуре Министерства образования была только ГПНТБ России, а сейчас присоединились такие библиотеки, как ГПНТБ Сибирского отделения РАН, Библиотека по естественным наукам РАН, Библиотека Российской академии наук в Санкт-Петербурге, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека и ряд других. Это первая проблема.

Вторая – отсутствие координации научно-исследовательских проектов всех библиотек, в том числе разработка новых систем и технологичных сервисов обслуживания. На мой взгляд, было бы неплохо воссоздать некий экспертный совет, объединяющий крупнейшие библиотеки страны, который выполнял бы, помимо всего прочего, функции координирующего и научно-методического центра для всей библиотечной системы России, а уж для библиотек системы образования — в первую очередь.

Есть необходимость в повышении уровня автоматизации, в первую очередь обеспечения библиотек компьютерами и средствами связи. Иногда трудно планировать, допустим, объединяющие корпоративные системы, если у какой-то библиотеки плохой интернет или его нет вовсе. Раньше, во времена СССР, в стране была хорошая система, которая называлась «координацией комплектования». Её трудно сегодня воссоздать, потому что функционируют разные ведомства, требующие выполнения определённых задач от своих подведомственных библиотек. С другой стороны, на приобретение тех или иных журналов, книг и т. д. затрачиваются ресурсы, особенно валютные, и университетские или общедоступные библиотеки должны разумно распределять ограниченные средства, подписываясь на разные книги, а потом брать их друг у друга. В масштабе страны это и называется координацией комплектования.

Еще одна проблема — отсутствие в стране единого сводного каталога, содержащего точную информацию о фондах и фондодержателях. Сводный каталог отечественных ресурсов, организацией которого занимался центр «ЛИБНЕТ», в настоящее время не работает, и он в любом случае не охватывал все фонды, хотя его польза была весьма ощутима. Сводный каталог вузов, университетов и научных учреждений, который сегодня ведёт наша организация (ЭКБСОН), тоже охватывает далеко не всё, что есть в стране.

— Падает ли интерес россиян к чтению?

— Интерес россиян к чтению и интерес к посещению библиотек — вещи разные. Можно читать книги и не ходить в библиотеки, можно купить книгу в книжном магазине, купить электронную книгу, скачать её на свой смартфон. Посещаемость библиотек здесь не при чём.

Могу сказать, что уровень посещаемости крупных библиотек носит сезонный характер. Взять нашу библиотеку: она универсальная, научно-техническая, и всё равно абсолютное большинство ее читателей — это студенты. А студенты приходят чаще всего во время сессии.

Сейчас изменяется само понятие «читатель библиотеки». Читатель библиотеки — это не только тот, кто пришёл взять книжку. Это тот, кто участвует в мероприятиях, организуемых библиотекой. В нашу библиотеку, например, на семинары по обучению использования ресурсов Web of Science и Scopus приходят по 60 человек и более. Кто они? Тоже читатели. Они сидят в помещении библиотеки, пользуются библиотечным оборудованием, слушают лекции, которые им читают либо сотрудники библиотеки, либо приглашённые специалисты. Не важно, пойдёт человек в читальный зал или прослушает лекцию — он всё равно читатель, поскольку образовательная услуга — это одна из услуг, которые предоставляет библиотека.

С этой точки зрения я бы не стал говорить о том, что интерес к чтению и даже посещению библиотек падает. Но, конечно, интерес ко второму необходимо поддерживать, в том числе за счет организации различных мероприятий. Если современная библиотека не будет организовывать образовательные и культурные мероприятия, она не выживет.

— Необходимо ли создавать электронные библиотеки в России? С какими трудностями это сопряжено?

— Электронные библиотеки создают сегодня практически все. Электронная библиотека может расширять возможности обычных библиотек. Приведу простой пример: есть интересный журнал, он дорогой, поэтому библиотека его закупает в одном экземпляре. Если этот журнал возьмёт читатель, то следующий сможет прочитать его, только когда первый вернет журнал в библиотеку. А это может произойти только через несколько дней или даже неделю.

Электронную же копию читать могут столько пользователей, сколько есть рабочих станций. И эта копия должна быть легитимной. Поэтому электронные библиотеки, создаваемые в рамках правого поля, конечно, нужны: они сильно расширяют возможности пользовательского сервиса.


— Как должна быть устроена идеальная электронная библиотека? В каком формате должны публиковаться тексты, какими метаданными они должны сопровождаться, должен ли там быть консультант?

— Хорошие сопровождающие статьи, метаданные, возможность быстрого доступа к тому или иному тексту — важнейшие условия. А самое главное — возможность копировать текст на твёрдый носитель или свою электронную почту. Часто бывает так, что читателю необходимо забрать копию материала, ведь документы предназначены не для мимолётного чтения, с ними нужно работать.

В библиотеках всегда есть консультанты, а в электронной библиотеке многие заявки формирует сам читатель, здесь консультант не нужен. Однако электронная библиотека содержит большое количество дополнительных сервисов, для использования которых может понадобиться помощь специалиста. Кроме того, существуют залы открытого доступа с публикациями, не защищёнными авторским правом, и для помощи в работе с такими огромными ресурсами также нужен человек с соответствующими компетенциями.

Электронная библиотека должна иметь электронную копию произведения в соответствии с законом об авторском праве. Если книга находится вне зоны охраны авторского права или уже перешла в общественное достояние по другим причинам, читатель должен иметь возможность получить электронную копию. Такая справочно-аналитическая служба очень важна, она должна быть представлена на первой странице сайта.

Попадая на сайт, пользователь должен понимать, что зашел в библиотеку, а не в галерею. Электронный каталог должен быть виден сразу. Читатель приходит за литературой, уже увидев, что электронный каталог есть, он может перейти к просмотрю мероприятий, проходящих в библиотеке. Нельзя заваливать человека ненужной информацией.

— Как Вы думаете, важны ли открытые лицензии в контексте работы библиотек, например, в распространении электронных произведений в сети?

— Открытые лицензии важны, в первую очередь, для авторов, а не для библиотек. Открытая лицензия дает право автору опубликовать свое произведение на том или ином сайте, и сегодня, на мой взгляд, этот вопрос требует серьезного обсуждения. Например, есть 6 лицензий Сreative Сommons. Кто объяснит различия между ними, скажет, какой вид лицензии нужен определенному автору, который решился по этому механизму отдать свою публикацию в открытый архив? Я считаю, что здесь нужна правовая грамотность. Три года назад я работал в Комитете по авторским и смежным правам ИФЛА, и нас с коллегой попросили сделать обзор об авторском праве в России и опубликовать его под лицензией Сreative Сommons. Это было непросто.

Очень важно отношение автора к размещению материалов в открытом доступе. На одной международной конференции я заинтересовался докладом и захотел опубликовать его вместе с переводом в нашем научном журнале. Подошёл к автору, показал ему распечатанную версию доклада, и он написал на ней по-английски: «Разрешаю публиковать в таком-то журнале». Вот пример публикации под Creative Commons, как считают многие западные авторы. Никаких форм, никаких таблиц. Главное, что автор дал добро.

— Должно ли меняться представление библиотеки в интернете? Насколько важно наличие социальных сетей, канала на YouTube? Какой контент там должен присутствовать?

— Библиотека как современная социальная институция должна быть представлена в интернете. Для этого у нее должны быть PR-специалисты, свой пресс-центр. Библиотеку в интернете надо показать, чтобы, самое главное, раскрыть доступ к тем или иным фондам, а также рассказать о мероприятиях, в которых люди захотят принять участие.

— Как нужно реорганизовать работу библиотек и что для этого требуется? Какие шаги в этой области должно предпринять государство?

— Наверное, государство должно обратить больше внимания на библиотеки, озаботиться их материально-технической базой. У нас, например, есть проблема с отсутствием помещений для хранения фондов. Новое здание библиотеки нам отстроили, но в нём помещается только 25% фонда (из 8 млн. единиц хранения это около 2-2,5 млн.). Для остальных мы вынуждены арендовать 13 помещений либо получать их на безвозмездной основе. Это неудобно для читателей, которые ждут, пока им привезут книги, чаще всего издалека (у нас 5 хранилищ расположены в Московской области). Неудобно и нам, потому что мы тратим дополнительные средства на аренду, коммунальные услуги и так далее. Поэтому государство в первую очередь должно обратить внимание на возможность более оптимального размещения и хранения наших фондов. Наш фонд — это важное государственное имущество.

Необходимо также продолжить работу по выработке дополнительных привилегий для библиотек в законе об авторском праве, чтобы библиотеки могли более активно работать с электронными документами. Здесь нужно искать пути, устраивающие и авторское сообщество, и читателей.

Пока российские библиотеки находятся под контролем разных министерств и ведомств, сложно определить единую государственную политику развития библиотечного сообщества. Необходима координация, и у нас есть соответствующие предложения. Надеемся, что к нам прислушаются.

Дарья Рязанова

Сайт Частный корреспондент/официальный сайт Учебного комитета РПЦ

1 090 просмотров