Мир до Христа и после – что изменилось?

Мы стоим на пороге праздника Рождества Христова. Зачем Христос пришел на землю? Что изменилось от Его присутствия в человеческом мире? С какими мыслями и чувствами мы должны входить в эти великие дни? На эти темы рассуждает клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска протоиерей Игорь Латушко.

Мир до Христа и после – что изменилось?

Рождество Христово предваряет гражданское новолетие. Праздничная суета нового года касается и нас. Но если мы христиане, то большее в нашей жизни должно побеждать меньшее и неважное, тогда у нас рождаются время от времени мысли живые, правильные, несмотря на то, что мир в суете лежит, и неизвестно, в какую сторону он движется. Хорошего трудно ожидать, но для нас есть отрада: из этой серой кутерьмы мы мыслями, чувствами и более всего верою простираемся к светлому и вечному, потому что знаем, что пришел в мир Христос. Люди могут задать нам вопрос: «Когда Он не пришел, разве все было не так? Разве все очень сильно изменилось? Стало лучше? В чем разница того, когда Он пришел, от того что было до Него?»

Мы граждане уже не земли, а Вечности
Давайте вспомним, что случилось с Адамом. Он совершил большую ошибку – захотел узнать, что есть добро и зло. С пришествием в мир Спасителя сильнее стало чувствоваться разграничение в понятиях добра и зла. Зла хватает в этом мире. Не будем задерживать на нем внимание. Но мы, как христиане, знаем, что из этого есть выход, который нас очень утешает – выход к вечности, к Богу, ко спасению. Мы в это верим и на это надеемся.

Что же произошло? Сын Божий облекся человеческой плотью, чтобы нас соделать сынами и дочерьми Божиими. Тайну Он принес на землю, а называется она Новый Завет, данный Богом для спасения рода человеческого. И вот в какой мере тайна эта касается нас, в какой мере мы ее живем, в такой мере мы можем и надеяться, рассчитывать на то, что мы граждане уже не земли, а Вечности. И как верующие мы стремимся к этому душой, чтобы как говорит апостол Павел «чая усыновления», взирать на Агнца Божия, на Христа, Который родился в яслях, среди овечек, козликов и тельцов, показав то, что Ему приятно, то, каким образом можно понять Его пришествие в этом мире – только через призму смирения. Бог – творец Вселенной. Измерить ее ни один ученый не может.

Однажды на похоронах одного профессора меня спросили: «Где же предел вечности? Где предел вселенной?» Но кто им сможет дать ответ? Свои вопросы ученые должны задавать Богу. Кто измерит Бога и то, что Он сотворил? Это непостижимо человеческому разуму.

Человеку дана вечность, в течение которой он будет узнавать все ответы: музыканты будут постигать благозвучность звуков; художники красоту; ученые до бесконечности смогут делать открытия и не два дня, не три, а вечность. И все эти «развлечения» Бог дал каждому, заложив их здесь, в пытливой человеческой душе, уме, для того, чтобы в вечности постигать Его величие. Это будет работой будущего века: узнавать о Боге и благодарить Его за дарованную вечность. То есть, благодарность – это труд будущего века, и он начинается здесь. Начинается таинственно: пришел Сын Божий и даровал людям тайну, в которой соединяется с родом человеческим. А тайна заключается в Новом Завете.

Что приятно Ему – детское смирение
В последний вечер перед распятием Христос заповедал людям свои Тело и Кровь, которыми Он усыновляет весь род человеческий. Он соделывает нас гражданами Царствия Небесного. В какой мере мы усвояем себе богоподобие, настолько у нас внутри живет надежда – нам уже ничего не страшно. Все беды, войны, прискорбности нашей личной жизни не могут нас до конца огорчить, потому что мы верим, что за этим небольшим отрезочком жизни будет вечность. Мы так верим и этим живем.

Даже тем, кто постоянно исповедуется, причащается, трудится над очищением своей души нелегко дается усвоение благодати Божией, потому что мы устроены, как сито. Попробуй, задержи в сите воду, а еще труднее удержать в себе Божественный свет. Испортился человек в лице Адама, грех разделил наше внутреннее существо – отдельно ум, воля и чувства; и все это работает в разные стороны, как лебедь, щука и рак. А Бог пришел соединить это по образу Святой Троицы, чтобы мы были цельными. Это возможно, опять же, если мы пытаемся выполнить заповедь, которую Он заповедал нам: любить Бога и ближнего.

А как любить Бога? Ответить на Его Божественную любовь. Он преподает нам Свои Тело и Кровь за Божественной Евхаристией. А Евхаристия означает благодарение. Здесь, на земле, мы научаемся благодарить Бога за дарованную нам жизнь вечную. Вхождение в этот таинственный мир – возможность усвоить себе Бога, шаг за шагом подражать Его жизни.

Своим приходом на землю Он показал, что приятно Ему. И что же? Детское смирение! Он родился в хлеву, в яслях. Он сказал слова, которые надо положить глубоко в своем сердце. Он не призывал: «Богословствуйте, мудрствуйте…» Нет. Он сказал: «Придите ко Мне и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем». Что значит «кроток»? Это состояние, когда человек терпит все, что подает ему жизнь.

А источник жизни – Сам Бог. Он подает человеку уроки, необходимые для спасения, для его воспитания, необходимые для очищения и приготовления к воскресению. Когда человек с верою принимает скорби и говорит: «Буди благословенно то, что Ты подаешь мне во спасение», – тогда он правильно усваивает пути спасения.
Смиряясь человек постепенно приходит в исцеленное состояние: ум согласуется с волей и чувствами; он понимает, почему с ним происходят те или иные события; он верит, что Бог – причина всему и что волос не упадет с головы без ведома Отца Небесного; что всякое намерение благое руководимо Божественной благодатью. Поэтому его душа не сильно огорчается и не очень сильно радуется… Пришла радость – радуется, благодарит Бога, но понимает, что впереди могут быть испытания. Он ждет их, укрепив свои силы в радости и понимает, что испытания в этой жизни во много раз важнее, потому что созидают внутреннего человека, а моменты божественного благословения, утешения и радости – это то, что поддерживает наши силы, дает нам отдохнуть перед очередной борьбой, для того чтобы созидать душу для спасения.

В чем суть урока, который мы называем искушением
Но где об этом сказано, спросите вы? Священное Писание указует нам путь восхождения к Богу, путь Его познания. Для этого даны заповеди блаженства. Блаженство – это то, что ожидает человека в Царствии Небесном, в жизни с Богом.

Первая ступень блаженства звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Входя в человека, Он обличает его состояние, показывает, что внутри у него нет ничего хорошего. Человек приходит в познание себя – это начало познания Бога. Он видит себя всего испещренного грехом и говорит сам себе: «Кто мне поможет в этом состоянии? Кто выведет меня из состояния греха, неустроенности внутренней? Кто мне в этом поможет?» – обращается к Богу. И это обращение не бывает таким исполненным радости и веселья. Оно звучит как плач. Это вторая заповедь блаженства: «Блаженны плачущи, яко тии утешатся».

Человек обращаясь со слезами, говорит: «Господи, я весь соткан из греха. Во мне нет ни одного неповрежденного сосуда внутри, ни одной клеточки. Помоги мне!» И первая ступень научает, что спасти его может только Бог. Человек ищет помощника себе в лице Спасителя. Он обращается к Нему: «Помоги мне!» Вот таков уготован нам путь восхождения в Царство Небесное.

А третье – это ответ божественного промысла на этот зов, молитву, плач. Это божественный урок; любовь, научающая нас исполнять заповедь любить Бога и ближнего. В чем суть этого урока? Часто мы называем его искушением. Искушение – это то, от чего порой хочется убежать: трудности, болезни, всякого рода укоризны… А это и есть наше очищение. Мы должны все кротко претерпеть, смириться под руку Божию и просить помощи извлечь полезное.

Следующая ступень: «блаженны алчущие и жаждущие правды», – т.е. те, которые хотят научиться любить Бога, ближнего, творить милостыню. «Блаженны милостивии»…

Бог таинственно шаг за шагом возводит нас в познание Себя, вселяется в нас, научает добродетели, соделывает нас чадами Божиими. Но это невозможно без божественной помощи, которую мы принимаем в таинстве Евхаристии. Он нас поддерживает. Он – сила. Он – энергия.
Конечно, с одной стороны печально, что многие еще не познали Христа, но хочется верить, что они спасаются каким-то другим путем, милостью Божией, совершая добрые дела. Их ни в коем разе нельзя осуждать, а сожалеть и сострадать о наших сродниках, которые еще не нашли путь спасения в лоно Церкви. Приняв от Бога силу, Его свет, мы должны стремиться делиться этими дарами с ближними. Вот так и проходит жизнь христианина в творении заповедей.

Накануне Рождества мы должны подводить итоги и задумываться над тем, кто мы, и кто есть Бог, пришедший на землю. Мы народ Божий, если мы с Ним. Он – источник жизни и сама Жизнь. Без Него внутри смерть. А с Ним – вечность. Вот какая отрада! С Ним мы идем в Царство Небесное уверенно. Трудно, крестоносно подражая Ему, но идем! Он есть виноградная лоза, а мы ветви. Без Него мы засохнем, а с ним плодоносим добрыми делами, верою, познанием Бога.

Он – Истина, Царь царствующих, Судия живых и мертвых, грядущий судить весь мир. И нам об этом никогда не надо забывать. От нас требуется сделать выбор: мы с Ним или без Него. Вот такие рассуждения накануне Рождества Господа нашего Иисуса Христа хорошо бы, чтобы каждый из нас имел.

По материалам сайта Православие и мир.

1 088 просмотров