Каким нужно воспитать человека Русского мира?
Звон колоколов, молчание природы;
шелест листьев в унисон молитве;
бесконечная, бескрайняя дорога;
храм прекрасный в уголке забытом.
Молодая стройная берёза;
солнца луч, играющий на кронах;
Богом данные красивые просторы;
ветер, подающий волю.
Реки, степи, горы и равнины,
города, деревни, сёла,
храм прекрасный, но давно забытый, —
это всё моё… родное!
Д.А. Малютин
Мир – полнота людей? Мир – бесконечность Вселенной? Мир – наша планета? Какое же понятие мы вкладываем во фразу «Русский мир»? Я считаю, что тут нужно рассмотреть мир как внутреннее состояние человека, как его душу. И тогда фраза: «Каким нужно воспитать человека Русского мира?» – обретает совершенно новый, иной смысл, и звучит так: «Каким должен быть внутренний мир русского человека?». Я уверен, что этот вопрос злободневный, так как в современном обществе люди совершенно начали забывать про свой внутренний мир, отставляя его на задний план и оставляя от него одни руины. Но ведь на протяжении многих веков наши предки формировали единое состояние души, которое мы сами уничтожаем, забывая родную веру и историю Отечества. Мы перестали ценить то, каким трудом предыдущим поколениям удалось получить это поистине самое дорогое и бесценное богатство – русскую душу.
Я убеждён, что человек Русского мира – это человек истинной православной веры, патриот своей страны во всём многообразии её жизни. Не нужно возвращаться на несколько веков назад, а только заглянуть в недавнее прошлое, чтобы убедиться в том, что нашим предшественникам буквально кровью удалось сохранить Русский мир – Русскую душу. В эпоху гонений, массовых расстрелов, бесконечных ссылок и мучительных испытаний нашлись те немногие, кто сохранял истинную веру, кто оставался патриотом своей души, кто жил по тем заповедям, которые оставил нам Господь. Они любили врагов своих, не предавали родных и близких, не уничтожали свой Русский внутренний мир. И, когда пришла всеобщая беда в лице Великой Отечественной войны, весь народ сплотился, показав тем самым богатство и бесконечность души. Кровью, трудом и мучениями наши прадеды, отцы и братья защищали право называться людьми Русского мира. В окопах и землянках возрождался уже почти уничтоженный Русский мир. В таких нечеловеческих условиях ими двигала только вера. Она всегда объединяла наш народ. Но источником этой веры был патриотизм, который придавал силы идти до самого конца, не боясь смерти. В латинском языке слово «патриотизм», а в славянском – слово «Отечество» имеют одну основу со словом «отец», тем самым прививая даже на уровне языкового мышления любовь человека через его семью к его Родине.
В заключении мне хотелось бы отметить, что в воспитании человека Русского мира в основе лежат три незыблемые силы: Вера, Любовь и Надежда. Вера в истинного Бога, Который ни разу не оставлял русский народ погибать на поле брани, даже когда народ захотел оставить Бога. Верой наш человек живёт. Любовь к своим близким, к своей Родине, к источникам своей Веры, ведь невозможно сохранить свой дом, если ты не любишь его. Так и с Русским миром: если человек не любит всё, что так или иначе связано с Отечеством, то он не сохранит свою душу в целости и чистоте. Надежда на то, что всё будет хорошо, помогает человеку пребывать в умиротворении, на котором строится Русский мир в душе человека. Я вывел простую формулу воспитания человека Русского мира, которая звучит так: Любовь – это кожа человека, так как довольно часто мы можем повредить её, но спустя время раны затягиваются и всё возвращается на свои места. Вера – это скелет человека. Ведь она, подобно человеческой кости может быть сломана. Повреждение может быть незначительным, а может быть очень серьёзным. Но все кости практически невозможно сломать полностью, так и Вера русского человека никогда окончательно не была уничтожена. Надежда – это внутренние органы человека, так как она находится где-то глубоко, но если вдруг она ослабнет, то это скажется на всём теле человека. Поэтому сначала нужно вложить в человека Любовь, затем Веру, а в самом конце воспитать Надежду. И тогда получится вырастить человека Русского мира.
Малютин Дмитрий Андреевич, студент пропедевтического курса Вологодской духовной семинарии.