Исторические заметки о моровой язве в Вологде в 1655 году — и о двух всеградских праздниках в ней, 18 и 23 Октября

Сначала моровая язва открылась в окрестностях Вологды в 1654 году и действовала так сильно, что от неё вымерли и запустели целые деревни. Вот несколько записей о некоторых деревнях, принадлежавших Спасоприлуцкому монастырю:
«Пустошь, что была деревня Хвощево, а в ней было крестьянских 4 двора, и они в моровое поветрие во 162 (1654) году померли. Да пустошь, что была деревня Чирцыно, а в ней было крестьянских 4 двора, и они в тож моровое поветрие померли.»
«Деревня Леушкино, пуста, вымерли крестьяне в моровое поветрие в 163 (1655) году.» 1
В самой Вологде, по сказанию летописей, язва свирепствовала с 1 Сентября 1655 года по 18 Октября того года, т. е. по день построения и освящения Обыденной Спасской церкви. Со дня появления её в городе, устроены были на всех дорогах, ведущих в него, заставы, чтобы никого не пропускать в город без надлежащих предосторожностей. Заставы эти не снимались довольно долго и по прекращении язвы, а именно до 9 Декабря, может быть, потому, что переставшая в городе губительная болезнь, еще продолжала несколько времени обнаруживаться в окрестностях.2 О страшных действиях язвы в летописном «Сказании» о построении Обыденной церкви сказано следующее:
«…Месяца Септемвриа с 1 числа, бысть в граде сем и в весех, прилежащих около града, попущением Божиим, грех ради наших, смертоносная язва, еже есть мор велий. Людие бо умираху незапною смертию: ходил ли кто, или стоял, или сидел, и тако забывся вмале, вскоре умираху. А инии с вечера спати ложахуся, а заутра мертвии являхуся; и из многих домов малии и велицыи вси изомроша. И бяше видети во граде на путех и в домех мертвыя. И священницы едва успеваху мертвых погребати, и ничто же взимаху: сребро бо и злато и драгоценныя ризы ни во что же бяху, и никтоже их желаше; видяху бо вси граждане пред очима своима смерть. И бяху вси мужи и жены постящеся и притекающе к церквам Божиим и с малыми детьми, молящеся Господу Богу со многими слезами о согрешениих своих, чтобы утолил праведный Свой гнев и помиловал люди Своя. И исповедающе грехи своя, причащахуся пречистых таин Христовых, и отхождаху в домы своя; и милостыни многия творяху; не бяше бо тогда видети, или слышати во граде и в весех татьбы и разбоя, лжи и клеветы, гнева и ярости и обиды и всякия злобы, но бяше любовь велия, якоже мощно с Давидом глаголати: Благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим. А о житейском ничто же помышляху, и никто же бо на купли упражняхуся, торжище бо упразднися, разве потребных нуждных, и то малое число…» 3
К числу неизвестных доселе обстоятельств, бывших в Вологде в рассматриваемое несчастное время, относятся следующие три, о которых сведения найдены в архивах консисторском и Спасоприлуцком:
1) В половине Сентября приезжал в Вологду из Москвы от двора гонец для собрания сведений о количестве людей, похищенных язвою в Вологде и её пределах. Сведения эти собирались вероятно для того, чтобы, при раскладке государственных повинностей, не обременить излишними налогами края, постигнутого лютым бедствием:
«1655 г. Сентября 17. Приезжал на Вологду от Государыни Царицы и Великия Княгини Марьи Ильичны сын боярской Дмитрей Красенской, для сказок, где сколько померло людей, и приходил к преосвященному архиепископу Маркеллу, и ему Дмитрею, по архиепископлю указу, дано два рубли.» 4
2) По наказу ли Царицы, присланному с гонцом, или, может быть, по собственному желанию несчастных вологжан, вызванному усилившимся до чрезвычайности бедствием, на следующий день, 18 Сентября (ровно за месяц до построения обыденного храма), совершён был преосвященным Маркеллом в Прилуцкий монастырь крестный ход, после которого без сомнения была отправлена при гробах тамошних чудотворцев божественная литургия с умилостивительным молебствием о прекращении губительной язвы.
«Сентября 18. Приходил в Прилуцкий монастырь господин преосвященный Маркелл, архиепископ вологодский и великопермский со кресты, за Государя Царя и Вел. Князя Алексея Михайловича, всеа велик. и малыя и белыя Росии Самодержца и за мир Бога молить, и собрали в дом Всемилостивому Спасу 4 рубля, 2 алтына, 1 денгу.» 5
Но — не смотря на теплыя молитвы бедствующих — язва не прекращалась… Праведный гнев Божий продолжал карать, вероятно еще непришедших во глубину раскаяния, наших предков…
3) 10-го Октября, архиепископ Маркелл, движимый чувством благочестия и проникнутый твердым упованием на многодейственные пред Богом молитвы Прилуцкого Праведника, послал в его обитель богатый вклад, прося без сомнения у него молитв о спасении себя и своей паствы.
«Октября 10 дня, господин преосвященный Маркелл, архиепископ вологодский и великопермский, дал вклад в дом Всемилостиваго Спаса и Чюдотворца Димитрия, 45 рублев денег, да 50 золотых.» 6
Твёрдое упование архипастыря не было тщетным… Уже близок был день помилования, день избавления Вологды от тяготевшего над ней праведного прещения Божия… Мысль о создании обыденного храма уже озаряла, или была готова озарить омрачённые тяжким горем умы вологжан. В летописном «Сказании» замечено: … «И уставиша (граждане Вологды) день, в оньже бы основание его (обыденнаго храма) положити, и проповедаша во граде всем людем за мало дний, чтобы благочестивии людие сходилися ко уставленному дни. И известися во граде и в весех о создании храма во имя Господне. И радовахуся вси людие, ожидающе уреченнаго дни»… День этот был — 18 Октября, положивший конец моровой язве.
_____________________________
В настоящее время главный всеградский праздник в Вологде отправляется 18 Октября, в день Св. Апостола и Евангелиста Луки, в память построения Обыденной церкви и прекращения язвы. «И оттоле (т.е. Со дня построения церкви) уставися праздник сей праздновати месяца Октовриа в 18 день, во оный же день и храм создася», сказано в летописном Сказании. В этот праздник совершается крестный ход в Спасообыденную церковь из Софийского собора с тамошней чудотворной иконой Божией Матери Всех Скорбящих Радости и стечение народа бывает весьма многочисленное. Накануне этого праздника, с самого утра собираются в Вологду богомольцы из окрестных селений, разделявших, как выше сказано, в годину мора страшную участь города и участвовавших вместе с горожанами в построении обыденной церкви. В два часа по полудни 17 Октября начинается у Спасской церкви благовест к вечерни, и с этой минуты храм остается открытым и наполненным богомольцами непрерывно целые сутки, до двух часов по полудни следующего дня; да и самое богослужение, с небольшими промежутками, продолжается также почти круглые сутки. Сперва вечерня с молебном и акафистом Сладчайшему Иисусу; после неё, до всенощного бдения, следуют многочисленные частные молебны перед чудотворной иконой храма; за тем, с пяти часов и до глубокой ночи совершается всенощное бдение с литией, благословением хлебов и опять с акафистом Сладчайшему Иисусу; после всенощного бдения некоторое время ещё отправляются частные молебны. Остальную часть ночи до утрени, многие богомольцы из граждан, а в особенности из приходящих в город поселян, имеют обычай проводить в самой церкви, в молитвенном бдении, и для них в это время читается вышеупомянутое старинное «Сказание о милости Божии и о создании храма», написанное весьма пространно. С четырёх до осьми часов утра отправляются в непрерывном порядке: утреня и две ранние, на двух придельных престолах храма, литургии. С осьми часов начинается благовест с перебором колоколов для крестного хода; затем следует, перед поздней литургией, водосвятный молебен и самая литургия, совершаемая архиереем с избранным духовенством города и оканчиваемая торжественным, коленопреклонным, молебствием Богу Спасителю.
Другой, также всеградский, но гораздо менее торжественный праздник, совершается 23 Октября, в день Св. Апостола Иакова Брата Господня, в память написания в этот день «единодневно» чудотворной иконы Всемилостиваго Спаса, находящейся в Спасообыденной церкви. В летописном «Сказании» о написании этой иконы сказано: «По освящении оныя единодневныя Спасовы церкви, по четырех днех, еже есть Октовриа в 23 день, на память Святаго Апостола Иакова брата Господня по плоти, изобразиша изуграфским художеством, единым днем, на иконе Образ Всемилостиваго Спаса, яже и ныне всеми видима во славу Его благодавца Бога и в воспоминание предъявленнаго чудесе избавления от смертоносныя язвы». В этот день ныне не бывает ни крестнаго хода, ни особых прибавлений к церковным службам, кроме молебна после литургии.
Но есть основание думать, что встарину этот вторый всеградский праздник торжествовался не менее перваго. Основание это найдено в приходорасходных книгах Вологодского архиер[ейского] дома некоторых годов конца XVII века. В этих книгах записано, что в 1680 и 1681 годах, в праздник 23 Октября, был у тогдашнего вологодского архиепископа Симона праздничный стол для всего духовенства г. Вологды:
«1680 г. Октября 24, по архиепископлю указу, стол был в день Апостола Иякова Брата Господня, на грацких и посацких попов и дьяконов и на церковных причетников, куплено к столу рыбы разной на 1 рубль, 7 алтын, 4 денги, да колачей на 3 алтына, 2 денги.»
«1681 г. Октября 22; куплено на праздник Св. Апостола Иякова Брата Господня, к столу, как обедали грацкие и посацкие всех церквей попы и дьяконы, рыбы щук и лещей и язей и сигов и карасей и ушной: налимов и окуней, всего на 2 руб. 17 алт. 2 денги. К тому ж столу куплено колачей на 6 алт. 4 денги. Да в пироги изюму на 6 денег.»
В 1683 году у того же архиепископа Симона в праздник 23 Октября был обеденный стол для причта Софийского собора и для всех чиновников и служителей архиерейского дома:
«1683. Октября 23. В праздник Св. Апостола Иякова Брата Господня, Софейского собору протопоп Иван с братьею и приказные и все домовые люди в дому преосвященнаго архиепископа хлеба ели, куплено к столу просольной и свежей рыбы на 7 алтын, 4 денги.»
Подобных записей не найдено в приходорасходных книгах предшественника архиепископу Симону, архиепископа Маркелла, при котором построена Спасообыденная церковь и написана чудотворная икона Спасителя; поэтому можно думать, что радушное угощение духовенства в архиерейском доме в день 23 Октября, может быть, зависело от личного характера преосвящ. Симона, архипастыря весьма доброго, кроткого и гостеприимного 7, и не наблюдалось ни прежде, ни после него; но при всем этом остается несомненным то, что день 23 Октября встарину был в Вологде праздником и праздником не малым. Так и следовало быть. День 18 Октября был ознаменован одним чудом — прекращения язвы; а день 23 Октября положил начало неисчётному ряду чудес, древле совершавшихся и ныне совершающихся от пречестной иконы Всемилостиваго Спаса.
Н. Суворов.
Примечания
1 Записи взяты из найденной в архиве Спасоприл[уцкого] монаст[ыря] книги: «Выпись с вологодских новых переписных книг Спасоприлуцкаго монастыря 186 (1678) года, столника Петра Голохвастова.»
2 См. Опис[ание] Спасооб[ыденной] Всеградской церкви, напечат[анное] в Вологде 1860 г. стран. 49 и 50 «челобитная о скудости таможенных сборов в Вологде, в Сентябре Октябре и Ноябре 1633 года».
3 Слова сии заимствованы из рукописного, хранящегося в библиотеке Спасообыденной церкви, «Сказания о милости Божии и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во граде Вологде, во избавление от смертоносныя язвы».
4 Из приходорасх[одной] книги волог. архиер. дома, 1655 года.
5 Из приходорасх[одной] книги Спасоприлуцкого монастыря 1655 года.
6 Из той же книги. Так как несчастия особенно располагают человека к набожности, то и благочестивые пожертвования в Спасоприлуцкий монастырь, встарину весьма обильныя, были в 1655 году гораздо значительнее, нежели в годах предыдущих и последующих, а именно: вкладов дано в этом году всего — 291 рубль, да для записания в синодики умерших на поминовение — 37 руб. 51 коп., всего 328 руб. 51 коп. — сумма по тогдашнему времени очень значительная.
7 О прекрасном характере этого архипастыря будем иметь случай говорить подробнее впоследствии. Теперь скажем только, что это был тот преосвящ. Симон, который из всех архиереев, бывших в московском соборе, для суда над Патриархом Никоном, не хотел, вместе с преосвящ. Лазарем Черниговским, присутствовать в Чудове монастыре, когда там лишали упомянутаго святителя Патриаршаго сана. См. «Ист[ория] русск[ой] церкви и Филарета», том IV, стр. 32, изд. 1837.

Источник: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=70

76 просмотров