иерей Димитрий Ледовский. Великий пост — путешествие из одного духовного состояния в другое
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о главном условии следования за Христом, которое было предъявлено апостолам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. 8, 34. Тот же призыв мы слышим и в воскресном каноне: «Четырядесяте постных стадий преполовляюще, приидите любовию со Христом идем к Божественней страсти, да сраспеншися Ему, общницы будем Того Воскресению». Но если мы внимательно дочитаем все воскресное Евангелие до конца и вслушаемся в текст канона на утрени, то обратим внимание на одну очень важную особенность. Начиная с недели Крестопоклонной тон богослужения меняется. Если в первые три недели великого поста все усилия были направлены на внутреннее очищение, то с недели Крестопоклонной мы понимаем, что очищение не является самоцелью, а есть лишь неотъемлемая часть уразумения тайны Креста и Воскресения. Богослужебный акцент с нашего подвига переносится на события произошедшие «нас ради человек и нашего ради спасения» и Крест воспевается не как орудие смерти, а как символ победы и радости. Грусть в каноне остается только в тех тропарях, которые Церковь посвятила Богородице: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира, на Кресте зрящи Рождшая Тя, глаголаше слезящи: мир убо радуется приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже мой».
Почему же в богослужении происходят такие перемены? Потому что великий пост – это не только время нашего самораспинания, но и путешествие из одного духовного состояния в другое. И если в первые дни великого поста мы были только слушатели покаянного канона Андрея Критского, то теперь его слова должны стать нашими словами. И если сам великий пост предваряла «неделя о Страшном суде», в которой вспоминалось изгнание прародителей из рая, то теперь мы возвращаемся к «нормальной» жизни, к тому пощению, которое нарушили Адам и Ева, допустив в мир страдание и смерть. И если, с одной стороны, Церковь уже «дома», ибо она есть благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа, то с другой стороны, она все еще «в пути», в странствии к исполнению всего сущего в Боге, и великий пост есть время актуализации второго призвания Церкви. Церкви как корабля на пути в Царствие Божие. Поэтому святыми отцами великий пост и именовался «духовной весной» и временем исполненным «радости и света».
Помня об этом, войдем во вторую стадию великого поста, итогом которого будет Пасха.
Аминь.
Проповедь заведующего заочным отделением семинарии иерея Димитрия Ледовского, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 31 марта 2019 года.