Иерей Димитрий Ледовский. Свобода есть сила человеческого самоопределения
В сегодняшнем Евангелии мы слышали историю об исцелении Гадаринского бесноватого. Этот человек был одержим бесами с давнего времени, жил, не одевая одежды и не в домах, как обычный человек, а в гробах. Вся эта история заставляет нас задуматься и вот о чем. Мы именуем Бога Творцом и
понимаем под этим личное, творческое начало мира и человека. При этом нам в какой-то степени известно, но не всегда до конца обдумано то, что Бог управляет миром посредством физических законов раз и навсегда данных нашей Земле в акте творения. Более того, в науке существует так называемый «антропный принцип», который утверждает, что наша Земля создавалась под человека. Но это не пустое высказывание, а обоснованное утверждение. Ученые, не обязательно верующие, приводят целый ряд аргументов подтверждающих состоятельность «антропного принципа». Так, например, если бы кислорода в нашей атмосфере было более 21%, то на нашей Земле были бы нескончаемые пожары, а если менее – люди бы задыхались. Если бы орбита Юпитера изменило свое местоположение, то нас бы засыпало космическим мусором, так как Юпитер, обладает настолько мощным гравитационным полем, что играет роль гигантского космического пылесоса, затягивая к себе кометы и астероиды, которые иначе упали бы прямо на Землю. Даже если бы оборот вокруг своей оси Земля совершала бы не за 24 часа, а медленнее, то суточные перепады в температуре были бы слишком велики. Но даже если отойти от космических масштабов и посмотреть на окружающую нас природу мы сможем увидеть тот же самый порядок: кабан никогда не ляжет спать на снег, всегда лапник подстелет и «даже рыба через всю планету идет к себе домой икру метать». В книге Иова есть такое высказывание: «спроси у скота – и научит тебя, у птицы небесной – и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» Все это указывает на невероятно тонкую настройку нашей Земли и Вселенной для того, чтобы на ней была жизнь и не просто жизнь, а жизнь упорядоченная. Итак, если миром Бог управляет определенными законами, то и человеком Он должен как-то управлять. Согласно христианскому вероучению Бог управляет человеком посредством естественного нравственного закона, совести. Этот закон, который есть у каждого человека, является ориентиром. Именно исполнение закона о любви к ближнему, в Евангелии от Луки (история об апостолах Луке и Клеопе идущих по дороге в Эмаус) явилось необходимой предпосылкой для узнавания Христа в преломлении хлеба. И из этого отрывка мы узнаем, что исполнение этого закона предполагало свободу. Свобода в христианском понимании есть сила человеческого самоопределения, т.е. через свободу человек самоопределяется, самоутверждается как личность. И это самоутверждение всегда полярно. Либо ты утверждаешься в добре, сообразуясь с внутренним голосом, совестью и шаг за шагом реализуешь апостольское наставление о том, что «у нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе», либо нет, и тогда выбираешь путь Гадаринского бесноватого. Конечно, все мы знаем, что «нет греха, который бы побеждал человеколюбие Божие», но и мы должны соответствовать тому званию, к которому призваны.
Проповедь иерея Димитрия Ледовского, произнесенная Божественной литургией в Воскресенском соборе в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, 11 ноября 2018 года.