Иерей Артемий Денискин. Подвиг смирения


Во имя Отца, и Сына, и Святага духа!

Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вместе с вами слышали евангельское повествование о том, как Спаситель, окруженный большим количеством людей, приходит в город Иерихон. Среди них был один очень богатый и влиятельный человек именем Закхей. И поскольку он был невысокого роста, то что бы увидеть Спасителя ему пришлось взобраться на смоковницу. Проходя мимо, Иисус повелел ему слезть и пришел в дом грешного Закхея. Стоит отметить, что грешным он был, потому что всю свою власть и богатство он заработал неправедным путем – будучи начальником мытарей он обирал людей и оставляя большую часть себе. И вот грешник с радостью принимает у себя дома Христа, на что остальной народ начинает роптать. Тогда Закхей встав сказал – «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.» Иисус же сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

В этом евангельском повествовании мы видим с вами одну очень важную для современных людей мысль. Закхей взбирается на дерево лишь бы только увидеть Христа. В этот момент величественный и богатый человек в глазах окружающих становится маленьким и беспомощным. Он смиряет себя, становясь очень жалким в глазах других людей, но ему это не важно, ведь его цель — лишь бы только хоть немного увидеть идущего Спасителя мира.

Зачастую мы с вами не готовы пойти на такой шаг. Не готовы смириться, зная, что за это мы можем получить великую награду – Царствие Небесное. Мы зависимы от мнения о нас окружающих людей. Некоторые современные люди даже боятся прийти в храм, переживая за то, что о них подумают другие.

Также и среди верующих людей, постоянно посещающих храм, зачастую подвиг смирения перед ближним становится самой тяжелой и невыполнимой добродетелью.

Сегодня мы с вами празднуем день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эти святые отцы и матери не стеснялись своей веры. И как Закхей не смущаясь мнения окружающих был на пути ко Христу, так и святые новомученики не скрывая свою веру открыто проповедовали своей жизнью и страданиями Спасителя мира.

Однако, смирение был лишь первый шаг Закхея. Смирившись перед всеми окружающими людьми, он удостаивается того, что бы Господь пришел в его дом. Приняв Спасителя грешный Закхей говорит, что готов пойти и начать творить дела милосердия, а также воздать всем тем, кого обидел.

Все мы с вами знаем слова апостола Иакова – вера без дел мертва. Смирившись, мы принимаем в свое сердце Христа. Однако истинная вера этим не заканчивается, а наоборот только начинается – имея в своем сердце заповеди Христовы мы должны пойти и исполнить их через дела милосердия.

Очень промыслительно, что это евангельское повествование читается священником во время освящения домов и квартир. Зачастую человек, который решил освятить свое жилище слышит молитвы священника о призвании Божьего благословения на дом, слышит это евангелие, и считает, что этим чином все заканчивается и отныне в его доме будет всегда все хорошо. Однако, это евангельское чтение напоминает нам о том, что истинно верующий человек не остановится на этом и будет готов идти и творить добрые дела, ради того, чтобы прославить Спасителя. И только лишь после выражения готовности Закхея стать ревностным служителем заповедей Божиих Христос говорит «ныне пришло спасение дому сему».

Посему я желаю всем нам, научиться смирению. Желаю, чтобы после определенных молитвословий наше христианство не заканчивалось, но наоборот продолжением сегодняшней Литургии стал весь наш сегодняшний день и вся наша жизнь. Что бы наши дома наполнились любовью к ближним, а каждый наш выход из дома сопровождался делами милосердия. И да укрепит нас в наших трудах Христос Бог наш молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Аминь.


Проповедь студента IV курса иерея Артемия Денискина, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, 10 февраля 2019 года.

161 просмотров