Егор Здрогов. Милость — духовное богатство


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали притчу о богаче и нищем Лазаре, описанную в Евангелии от Луки. Святая Церковь в этот день предлагает нам поразмышлять над этим отрывком.

Господь в этой притче показывает двух совершенно различных, диаметрально противоположных людей. Один был богат, знатен, одевался в роскошные одежды, а другой — лежал в язвах у ворот дома. Один жил, что называется «на широкую ногу» — пировал и всячески предавался веселию. Другой же мечтал, лишь бы получить те ничтожные объедки, что оставались от трапезы богача.

Но вот, пришла смерть. Лазарь, по слову Господа, « … отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.» (Лк.16:22)1. Почему? Потому, что при жизни, находясь в столь незавидном положении он ни разу не возроптал на Бога и не осудил богача. «Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами»2 — отмечает блж. Феофилакт Болгарский. А что же богач? Он, тоже умер. Как говорит блаженный Феофилакт «Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад»3.

В чём же состояла вина богача? По мысли архиепископа Аверкия (Таушева) «…неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки»4. Он пренебрёг не только богатством материальным, но и самым величайшим — милостью. Ведь

будучи человеком состоятельным, он мог бы облегчить страдания несчастного Лазаря.

И вот, находясь в муках, он видит Авраама и Лазаря на лоне его. Он просит проявить Авраама снисхождение. Сначала просит послать к нему Лазаря, чтобы облегчить страдания, затем послать Лазаря на землю к братьям богача, ведущим, по всей видимости, не менее порочный образ жизни. То есть он вспомнил о милости — но это было запоздалое раскаяние. Праотец Авраам отказывает ему в просьбе, так как богач получил муку соразмерную своей прежней греховной жизни5. По другой причине Авраам отказывает богачу по причине великой пропасти, разделяющей праведников и грешников. Как пишет архиеп.Аверкий (Таушев): «между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других»6.

Чему же учит нас эта притча? Она говорит нам о необходимости правильного пользования богатствами, данными нам Богом. Богатства эти не только материальные, но и духовные, и прежде всего — это милость. Да, человек может иметь небольшой достаток. Но у него есть милость — сокровище, которое никогда не иссякнет. Ничто не мешает нам, например, утешить человека словом в горе, уделить ему внимание, выслушать его, побеседовать с ним и т.д. Потому как зачастую человек нуждается в том, чтобы его поняли и выслушали. Тем же, кто имеет более высокий достаток ничто не мешает уделять часть от него нуждающимся. Например, св. прав.Иоанн Кронштадский организовал на свои средства «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, помогал многим нуждающимся7. Потому как сказано в Священном Писании «Ибо суд без

милости не оказавшему милости; милость превозносится на судом» (Иак.2:13)8. Аминь


Проповедь студента 3 курса Здрогова Егора, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в неделю 2о-ю по Пятидесятнице, 3 ноября 2019 года.

68 просмотров