Артем Коровин. Духовный опыт обязательно должен учить нас хранить верность Богу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Христос воскресе! 

  Сегодня день, который называют Антипасхой, потому что это первый воскресный день после Пасхи. Мы вспоминаем как апостолы увидели Господа живым и пришли рассказать об этом тому, кто Его еще не видел – апостолу Фоме. Когда ученики рассказали о воскресшем Иисусе Христе Фоме, то он не поверил им, как вначале не поверили и они сами, увидев воскресшего Христа: «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». 1 И чтобы убедить смущенных учеников, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои»2 и ел перед ними. Фомы не было вместе с остальными учениками, когда им явился Иисус. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление, он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратнаи на уверения учеников о воскресении Христа Фома отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». 3 Апостол не верит им не потому, что сердце не было предано Иисусу Христу. Наоборот, это именно он перед последним возвращением Иисуса Христа в Иудею говорил своим собратьям: «Пойдем и мы умрем с Ним». 4 Он был мужественным человеком. Он следовал всюду за Господом, видел чудеса, которые Он творил, слышал то учение, которому Иисус Христос учил. Но он не поверил, потому что ему не хотелось обмануться в своей вере. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. И Христос не отверг Своего сомневающегося ученика. Господь снова явился апостолам и сказал Фоме:  

«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». 5 В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, то он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» 6Этими словами апостол не только показал свою веру в воскресение Христа, но и исповедал Его Богом. Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…». 7 

И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Апостол Павел определяет истинную веру как «уверенность в невидимом». 8 Так он повторяет слова Спасителя о том, что те, кто не видел, не потрогал своими руками, но безоговорочно верующие, заслужат блаженства. 

Мы часто ждем от Бога чуда, ждем подтверждения своей веры. Подобно евангельскому персонажу мы говорим Ему: «Верую, Господи, помоги моему неверию»9 Господь всегда отвечает нам и если наше сердце способно увидеть дела Божии, то мы, подобно апостолу Фоме утверждаемся в вере во Христа. 

Но не только этому опыту преодоления сомнений в вере учит нас пример апостола Фомы. Вложив свои пальцы в телесные раны Воскресшего Спасителя Фома более уже никогда не предавал своей веры. Мало научиться преодолевать сомнения, наш духовный опыт обязательно должен учить нас хранить верность Богу. 

Пусть же воскресший Господь, озаривший сердце святого Фомы, коснется и нашего сердца, чтобы мы вслед за апостолом отправились на поиски личного Спасителя и чтобы нашедши Его никогда Его не покидали. Аминь


Проповедь студента 2 курса Коровина Артема, произнесенная за Божественной литургией в неделю 2-ю по Пасхе, 5 мая 2019 года.

1 029 просмотров