Армейская семинария

Это уникальное явление духовного образования в Российской Империи просуществовало недолго, но являлось интересным и чрезвычайно важным начинанием эпохи императора Павла I. Кроме того, вопросы, стоявшие перед ее учредителями и реформаторами, важны для нас и сегодня.

В вооруженных силах Российской Федерации с 1 декабря 2009 года введена штатная должность помощника командира части по работе с верующими, что является попыткой возрождения института военного духовенства, существовавшего в Российской Империи. Отныне в каждой войсковой части должен быть свой штатный священник. Однако пока возрождающийся институт военного и морского духовенства испытывает некоторые кадровые, административные, правовые и материальные трудности.


Среди реформ императора Павла I особенно стоит выделить уникальный плод его соработничества с обер-священником (главным священником армии и флота) Павлом Озерецковским — появление армейской семинарии.


Если же обратиться к истории его создания при императоре Петре I (правил в 1682–1725 гг.) и реформе его управления при Павле I (правил в 1796–1801 гг.), можно увидеть самостоятельную упорядоченную организацию, достигшую своего расцвета благодаря трудам определенных государственных и церковных деятелей. А среди реформ императора Павла I особенно стоит выделить уникальный плод его соработничества с обер-священником (главным священником армии и флота) Павлом Озерецковским — появление армейской семинарии.

Причина ее создания состояла в том, что кадровый вопрос всегда был важен при назначении священников для служения в армию и на флот: высокие морально-нравственные требования к кандидатам, а также особый уклад жизни и сфера деятельности военного священника делали существующее семинарское образование недостаточным.

Для повышения образовательного уровня кандидатов в военное духовенство, а также для окончательного отделения от епархиальных архиереев протоиерей Павел Озерецковский летом 1800 года предлагает Государю проект создания специальной военной семинарии. Кроме общих организационных моментов, касающихся места создания и финансирования новой духовной школы, он содержал и такие положения: «обучаться в оной семинарии [следует] детям в армии ныне находящагося и за старостию и слабостию уже уволеннаго с 1797 г. из армии духовенства, равно и тем, которых отцы из церковнослужителей поступили, и поступать будут в военную службу»[1]. Обучение должно было проводиться на казенной основе, для финансирования предполагалось выделять такую же сумму, как и на Александро-Невскую Академию. Неуспевающих студентов следовало направлять в епархии в качестве причта или на военную службу. Кроме богословия, философии, риторики, языков и прочих обычных для семинарий дисциплин предлагалось изучение географии, математики и, самое главное, — чтение военного устава и артикулов[2].


Резолюцией императора: «Прекрасно, быть по сему», — начинается краткая, но важная история армейской семинарии Русской Православной Церкви.


Таким образом, Павлу I был предложен серьезный проект специальной духовной школы, устроенной таким образом, чтобы выпускать максимально подготовленных к службе в войсках священников. Резолюцией императора: «Прекрасно, быть по сему»[3], — начинается краткая, но важная история армейской семинарии Русской Православной Церкви.

4 июля 1800 года семинария была открыта. Для набора студентов обер-священник запросил через Святейший Синод списки детей военного духовенства по епархиям, согласно которым и были собраны студены со всей страны.

Известно также, что не все желающие и даже не все дети военного духовенства поступали в семинарию. Некоторых абитуриентов отклонял лично обер-священник по причинам неспособности или возраста, некоторым — не хватало места. Они направлялись обратно в свои епархии.


Образование в армейской семинарии изначально состояло из двух ступеней — высшей и низшей.


Для семинарии было выделено здание Тверского подворья на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, недалеко от места расположения Измайловского полка. Здесь учебное заведение просуществовало до переезда в 1811 году в другие помещения по причине ветхости здания.

Образование в армейской семинарии изначально состояло из двух ступеней — высшей и низшей. Оба отделения включали по три класса, а обучение в каждом из них было двухлетним. В. М. Котков подробно описывает организацию учебного процесса: «В первом классе изучались: чтение и русское и латинское правописание, сокращенный Катехизис, основы нотного пения, основы русской грамматики, четыре правила арифметики. Во втором классе: российская и славянская грамматика, арифметика, церковное пение, пространный Катехизис, основы латинского языка, основы греческого языка. В третьем классе: пространный катехизис, греческий и латинский языки, священная история, география, арифметика, нотное пение <…> В высшем отделении в 1-м классе — риторическом (1-й — 2-й годы) — изучались словесные науки и всеобщая история, во 2-ом — философском (3-й — 4-й годы) — философия, физика и математика, в 3-м — богословском (5-й — 6-й годы) — богословие и церковная история. Древние (латинский, греческий) и «новые» (немецкий, французский) языки изучались все шесть лет. Еврейский язык — последние четыре года»[4]. Кроме этого изучались основы медицины.


Создание армейской семинарии можно назвать кульминацией реформ Павла I в сфере военного и морского духовенства.


На момент основания в 1800 году штат семинарии состоял из ректора Александра Лобкина, преподававшего философию и богословие, префект-инспектора-коллежского, эконома, лекаря и ряда преподавателей[5].

Создание армейской семинарии можно назвать кульминацией реформ Павла I в сфере военного и морского духовенства. Через год после ее основания император был убит в результате заговора, таким образом, дальнейшая история существования и развития армейской семинарии не связана с его именем.

Обер-священник Павел Озерецковский вплоть до своей кончины в 1807 году внимательно следил за учебным и воспитательным процессом в военной духовной школе. При нем она достигает своего расцвета, число студентов увеличивается.

О дальнейшей судьбе армейской семинарии исследователь войскового духовенства В. М. Котков говорит следующее, называя наступивший период временем серьезных реформ в сфере духовного образования: «По новому положению она была разделена на три отделения. В высшем отделении (собственно семинарии) изучались риторика, история, математика, философские и богословские науки, герменевтика и археология. Степень преподавания иностранных языков была доведена до умения свободно читать на них, говорить и сочинять. Программа среднего отделения, или уездного училища, была сравнима с программой первых двух старших классов епархиальных духовных училищ. Низшее отделение, или приходское училище, заключало в себе программу двух остальных классов епархиальных духовных училищ. Дальнейшее преобразование семинарии, с исключением из программы еврейского языка и математических наук (алгебры, геометрии и начал механики), последовало в 1814 году»[6].

В этот же период армейская семинария, находившаяся в непосредственном подчинении обер-священнику армии и флота, передается в подчинение столичной духовной академии по нравственным, учебным и хозяйственным вопросам[7]. В связи с этим можно заключить, что после кончины императора Павла и его верного сотрудника обер-священника Павла Озерецковского военная семинария не просто осиротела — она не нашла больше достойной поддержки и защиты среди новых начальников.


14 апреля 1819 года обер-священник армии и флота Иоанн Державин предлагает новый проект, решивший дальнейшую судьбу армейской семинарии.


Это подтверждается тем, что уже в 1817 году новый обер-священник Иоанн Державин ходатайствует перед обер-прокурором Святейшего Синода и училищной комиссией о расширении штата воспитанников с 60 до 170 человек и значительном увеличении денежной суммы, выделяемой на их содержание. Одновременно он предлагает альтернативный и более целесообразный вариант — организовать обучение детей на базе духовных училищ и семинарий тех епархий, в которых служат их отцы, чтобы сократить расходы[8]. Естественно, экономически более выгодным оказался второй вариант, к которому и склонились.

14 апреля 1819 года обер-священник армии и флота Иоанн Державин предлагает новый проект, решивший дальнейшую судьбу армейской семинарии. Согласно этому положению она должна была существовать несколькими отделениями в разных епархиях: дети военного духовенства поступают в епархиальные училища и семинарии, находятся на полном их содержании и при этом числятся учениками армейской семинарии. Но по окончании обучения они должны распределяться в армию и на флот в качестве священнослужителей и причта[9].

Осенью 1819 года, в соответствии с утвержденным проектом обер-священника, армейские ученики распределяются и переезжают в епархиальные семинарии для продолжения обучения. Из общего числа студентов 15 были приняты в Санкт-Петербургскую семинарию, 12 отправлены в Москву, 6 человек — в Новгород, 8 — в Киев и другие города. Около 10 студентов уволились из духовного сословия и нашли себе места при канцеляриях правительственных организаций или поступили в светские учебные заведения[10]. Преподаватели фактически расформированной семинарии, в основном, получили священнические места в Петербурге.


Оставшись без отцов-основателей, армейская семинария не смогла просуществовать долго.


В заключение следует заметить, что такое явление, как армейская семинария, — действительно уникально. Ее возникновение было вызвано практической необходимостью, которую понимали император и первый обер-священник армии и флота. Будучи людьми неравнодушными к духовному окормлению военнослужащих, они не просто создали специальную духовную школу, но и подняли ее до определенного уровня. Однако как и многое другое, это дело и его дальнейшая судьба зависели от конкретных личностей. Оставшись без отцов-основателей, армейская семинария не смогла просуществовать долго.

Тем не менее, справедливо заметить, что существование единственной армейской семинарии на всю страну являлось не очень удачным решением, в первую очередь, географически, по причине огромной площади Российской Империи. Говоря о распределении армейских студентов по епархиальным семинариям, в будущем стоит исследовать организацию процесса их дальнейшего обучения подробнее, так как она недостаточно изучена. В частности, необходимо понять, являлось ли это аналогом военных кафедр при ВУЗах в современном понимании или же было иным явлением.

Таким образом, история армейской семинарии, существовавшей с 1800 по 1819 год, интересна и драматична. Кроме того, опыт подготовки военного духовенства в специальных духовных школах актуален не только в свете современного возрождения этого института, но и в связи с реформой духовного образования Русской Православной Церкви.

Харитонов Александр, студент III курса

Ключевые слова: армейская семинария, Павел Первый, обер-священник, военное духовенство.


[1]Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России (электронное издание) // URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/el/yakov_1.htm (дата обращения: 25.04.2017).

[2] Там же.

[3]Брасов Т. Об управлении русским военным духовенством. — СПб.: Типография Ф. Г. Елеонского и компании, 1879. — С. 57.

[4] РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Ст. 1. Д. 162. Л. 3. // Котков В. М. Военное духовенство России: Страницы истории (электронное издание) // URL: http://krotov.info/history/18/bednov/kotkov_3.htm (дата обращения: 25.04.2017).

[5] Там же.

[6]Котков В. М., Коткова Ю. В. Военное духовенство России. Учебное пособие. — СПб, 2005. — С. 36.

[7] Там же. С. 36–37.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 37–38.

[10] Там же.

 

Источник

1 989 просмотров