Алексей Оботуров: «Нам, преподавателям, на студентов грех жаловаться»

Имя этого преподавателя  широко известно среди студентов  и выпускников Вологодского госуниверситета. Его лекции по философии расходятся на цитаты.

Доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук, алтарник Собора Рождества Пресвятой Богородицы, преподаватель Вологодской духовной семинарии Алексей Оботуров вот уже 33 года посвящает студентов в  тысячелетнюю историю древнейшей науки.

О выборе профессии, современных студентах и образовании потомственный преподаватель философии  рассказал в интервью медиапорталу «АудиториЯ».

– Алексей Васильевич, Ваша мама, Галина Николаевна, посвятила свою жизнь философии. Вы продолжили династию. Это был осознанный выбор или на этом настояли родители?

– Я с детства проявлял гуманитарные склонности, к тому же у меня хорошая память. Любил читать стихи, и у меня неплохо это получалось. Поэтому передо мной не стоял выбор, какое направление учебы выбрать – гуманитарное или техническое. Но пришлось подумать над выбором тогда еще факультетов Вологодского пединститута. Выбирал между историческим и иностранных языков… Поступил на истфак.

Галина Николаевна Оботурова

Во время учебы на истфаке меня притягивали именно общественные науки философского и социологического курса. Поэтому, в принципе, все было предрешено. После получения диплома в 1986 году я поехал по распределению работать в Красавинскую среднюю школу Великоустюгского района. Отработав три года, отправился поступать в аспирантуру при кафедре философии Московского государственного педагогического университета, где и отучился три года. Время тогда было лихое – начало 90-х, поэтому пришлось немного задержаться с защитой диссертации. Спустя немного времени степень кандидата философских наук я все-таки получил. 

– Каким должен быть, на Ваш взгляд, современный преподаватель?

– Преподаватель в наше время должен обладать тремя навыками. Во – первых, профессионально разбираться в своем предмете. Ведь преподаватель философии должен знать весь образовательный курс и еще вести новые смежные дисциплины. Кроме того, преподаватель сегодняшнего дня должен уметь пользоваться современными образовательными технологиями… и не на уровне пользователя социальных сетей.

В период пандемии мы буквально «влетели» в дистанционные модели обучения, в которых есть и очень большие плюсы.  Я сейчас, к примеру, провожу онлайн-встречи на портале электронных образовательных технологий вуза, где могу загрузить с планшета презентацию, а студенты, подключившись к занятию со своего телефона, могут эту презентацию увидеть. Это очень удобно, учитывая то, что мы часто занимаемся в аудиториях, где нет проектора.

К сожалению, не все ребята, несмотря на то, что большую часть времени проводят со смартфоном в руках, умеют пользоваться цифровыми программами и приложениями.  Приходится помогать и подсказывать.

Современный преподаватель, в идеале, должен знать иностранный язык для того чтобы быть в курсе сегодняшних изменений, а также обладать soft-skills навыками: уметь общаться, творчески мыслить, организовывать свое время.

– Вы преподаете в вузе 33 года, расскажите, меняется ли, на ваш взгляд, студенческое поколение? Ребята, которые сейчас сидят в аудиториях, отличаются от тех, которые  учились, к примеру, 10 лет?

– На мой взгляд, студенты изменились не сильно. Я вспоминаю свое студенческое время: были люди, которые много читали, были люди, которые мало читали. Сейчас реалии таковы, что у большинства студентов жизнь проходит в смартфонах…

Раньше  на лекциях шумели больше. Я прекрасно понимаю, почему студенты это делали: философские тексты очень абстрактные, даже под диктовку их сложно воспринимать. Помню, как делал замечания, порой и очень резкие. Сейчас в плане дисциплины проблем нет:  студенты сидят в своих гаджетах.

– А Вас это не раздражает?

– Раздражения нет, есть осознание того, что сформирована очень серьезная зависимость, с которой мы столкнулись и пока не знаем, как справиться. Раньше я хотел, чтобы в моем портфеле было специальное устройство, которое при моем появлении в аудитории создавало бы защитную сферу, заглушающую интернет, а во всех телефонах был бы только я, читающий лекцию. 

Частично это осуществилось благодаря порталу электронных образовательных технологий.

– Алексей Васильевич, как Вы считаете, придет такое время, когда молодые люди снова вернуться к книгам?

– Недавно я слушал лекцию нейрофизиолога, который говорит о том, что мозг человека запрограммирован на то, чтобы воспринимать более простую информацию. Поэтому между чтением книги и Tiktok, мозг однозначно выберет Tiktok. Срабатывает эволюционный механизм сохранения энергии организма. А, значит, запретить здесь ничего не получится. Вообще, читающих и думающих людей во все времена было не так много. Раньше для воспитания использовалась печатная продукция, теперь для управления и манипулирования людьми используется Интернет, но читающие студенты есть и сейчас.

Мы, конечно, много слышали о том, что «у богатых большие библиотеки, а у бедных – большие экраны». Вот в элитных гимназиях отбирают телефоны при входе в здание. Билл Гейтс говорит, что раньше 12 лет подростку смартфон в руки давать нельзя. С другой стороны, мировая ситуация такова, что очень трудно этого не сделать.

– Вас часто цитируют студенты. Ваши высказывания на лекциях – в топе Цитатника ВоГУ (прим. группа в ВК). Как Вы относитесь к такой популярности?

– Я всегда переживаю за то, что мои слова будут вырваны из контекста. Сказано, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»  Есть одна реальность, что я говорю на лекции, вторая – что услышали студенты, третья – что выстроилось на стыке моего изложения и их понимания, а четвертая – что было вырвано из контекста и выложено в «Цитатник ВоГУ».

На лекциях часто приходиться объяснять серьезный и важный материал, поэтому иногда нужно прибегать к сильным метафорам,  чтобы «зацепить»  внимание студента. Вот такие сказанные мной слова и попадают в «Цитатник».

С другой стороны, выходя на лекцию, как  преподаватель философии, я должен понимать, что за каждое произнесённое слово человек должен дать ответ. «Цитатник ВоГУ» позволяет мне не расслабляться и не говорить лишнего на лекциях, поэтому, я считаю, что он очень полезен.

— Вы преподаете религиоведение, являясь к тому же человеком, близким к церкви. Трудно рассказывать молодым о религии? Каково их восприятие?

– Рассказывать просто, потому что никто ничего не знает. Студентам я советую прочитать Евангелие и посмотреть образовательные фильмы по истории религии. Преподаватель вроде меня в этом случае может быть триггером, «спусковым крючком», который подскажет и направит студента.

Вологодская молодежь очень спокойная. В студенческой среде я не замечал каких-то протестных настроений против религии и Церкви.

Вообще, студенты у нас ребята хорошие. Нам, преподавателям, на студентов грех жаловаться.

– Алексей Васильевич, у Вас большая семья, Вы  — отец семерых детей, как находите время, чтобы уделить внимание всем?

– Мы с женой на многодетное родительство пошли осознанно. Я считаю, что  самый главный воспитатель твоего ребенка – это собственный образ жизни, то есть личный пример. Все остальное работает очень слабо.

Дети чувствуют моральный климат в семье: как ты общаешься с женой, как относишься к ним самим. Если ты вспылил, то нужно обязательно извиниться, признать свою вину. Люди не любят извиняться, тем более просить прощения у детей, у тех, кто младше, слабее…

Мне хотелось бы пожелать нашим студентам, чтобы рано или поздно в своей жизни они пришли к Евангелию. Оно лежит в основании европейской и русской культуры. Все лучшее, что есть в человеческой цивилизации, основывается на библейских истинах. У нас не принято об этом говорить, но во многих странах Европы и в большинстве штатов США изучение Евангелия является общеобязательным школьным предметом. И мне очень жаль, что в силу исторических особенностей нашей страны наша молодежь не знакома с этой великой книгой.

Юлия Милавина

1 193 просмотров