иерей Николай Суслов. Исполнение заповедей Божиих должно научать и приводить человека к любви к Богу

Во Имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском повествовании мы с вами слышали слова Христа излагающего притчу, обращённую к фарисеям.  Господь наш  очень часто использовал для проповеди притчи, глубокие, образные и короткие рассказы в иносказательной форме, что бы дать слушающим возможность проявить свою любовь к Слову Божию, через поиск сокрытого в притче смысла.  Попробуем и мы ныне приникнуть к Слову Божию: притча о блудном сыне повествует нам о том, что был некий человек имевший двух сыновей. Под именем человека понимается Сам Творец. Младший из сыновей не только не исполнял повелений Отца, но и то «наследие», что получил в дар от Отца потерял, как говорит об этом притча: «отошёл на страну далече», и там расточил имение живя распутно.   

То «наследие» которое выделил Отец есть дары Божии, которыми по природе обладаем все мы. Дары эти обильны и многочислены, это и разум, и свобода, любовь, способность творить. 

Та страна, куда отошёл младший сын есть не место географическое, но состояние души далекое от Отца, удалённое от Бога,  и заповедей Его.  

Что же нам говорит притча происходит с человеком попавшим в такое состояние?  

Он неминуемо теряет те дары, теряет любовь, разум и в конечном итоге свободу и начинает страдать от голода. И попадает в плен к жителю этой самой удалённой от Бога страны, то есть бесу. Так каждый человек не желающий исполнять  благие заповеди Творца,  становится невольником и рабом собственных страстей и теряет то, что так жадно ищет — свободу. Вот короткий пример: Господь говорит: прощайте от сердца ближнему своему, мы же не желая исполнять это по своей прихоти попадаем в рабство гордости и гневу и вместо того, что бы радоваться свободе и жизни служим им.  

Человек служащий своим страстям, лишённый воли, мечтает, хотя бы как то утолить ту пустоту внутри и не имеет чем. Как об этом говорит причта младший сын был рад был наполнить своё чрева рожками которыми питались свиньи, но никто не давал ему их.  

И именно в этот момент младший сын приходит в себя и вспоминает об Отце. Вспоминает о той изобилии благ и  полноте радости,  которую имеет каждый близкий к Богу. Решает пойти и быть хотя бы наемником в доме Отца своего, чувствуя всё своё не достоинство называться сыном. 

И пошёл ко Отцу. Это есть покаяние человека пребывающего во грехе.  

Отец же выйдя побежал ему на встречу, обнял его, целовал его. Не смотря на то, что младший сын просился быть только наёмником говоря: «согрешил я на Небо и пред тобою», Отец встретил его как будто не было  никакой вины, велел слугам одеть его новой одеждой, дал ему на руку перстень, а ранее в древности перстень  был не просто украшением, но и знаком власти им скрепляли как печатью важные документы, и такую то власть даёт Отец покаявшемуся сыну.  

Закалается телец и начинается пир. 

И тут Господь в притче говорит о старшем сыне, тот который всё это время пребывал с Отцем, был во внешнем послушании у него. Возвращаясь с работы с поля, услышав ликование и узнав всё что произошло, он не захотел войти. Считая, что не получил заслуженного.  

Выполнение внешних повелений Божьих не затронуло его сердце. Исполняя заповеди, старший сын не стяжал в сердце любовь к Отцу, что бы радоваться тому, чему радуется Отец. Будучи рядом со Отцом, внутренне был далёк от образа Его мыслей в той самой «далёкой стране». Не захотел войти и  сам удалился с пира Отчего. 

Исполнение заповедей Божиих должно научать и приводить человека к любви к Богу и  брату своему, без которой по слову апостола Павла «всё ничто». Если же исполнение заповедей не научает любви, значит в человеке живёт некое лукавство, и он выполняет внешнее добро, внутри в сердце имея свою корыстную цель.  

Так и мы братья и сестры будем бояться отпасть от Отца нашего, и угодить в рабство страстей, но ещё более будем бояться  закваски фарисейской, которая есть лицемерие и гордость, то, что лишает смысла всякое исполнение заповедей и в сердцевине своей противно воле Божией. 

Чего да избавимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. 


Проповедь студента IV курса иерея Николая Суслова, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме в Неделю о блудном сыне, 24 февраля 2019 года.

1 129 просмотров