Стандарты для регента

1128О том, что сейчас нужно для того, чтобы стать регентом церковного хора, где этому учат и для чего нужна стандартизация такого «нестандартного» образования, в интервью порталу «Приходы» рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

— Отец Максим, важнейшей задачей наряду с подготовкой приходских специалистов является обеспечение Церкви квалифицированными руководителями церковных хоров. Расскажите, пожалуйста, как сегодня осуществляется подготовка церковных регентов?

– Духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви накоплен значительный опыт подготовки регентов для церковных хоров. В 60-х годах прошлого века была возобновлена подготовка регентов в рамках работы «Регентских кружков» на базе Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. За современный период Регентскими школами академий и семинарий подготовлено более 2500 выпускников.

В 2016 учебном году по программам подготовки регентов обучаются 575 студентов двадцати духовных учебных заведений (это Санкт-Петербургская духовная академия, Московская духовная академия, Барнаульская, Вологодская, Воронежская, Донская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Калужская, Кузбасская, Курская, Пензенская, Пермская, Самарская, Ставропольская, Тобольская, Томская, Тульская, Ярославская семинарии). Кроме того, подготовку регентов осуществляют Брянское, Вятское, Нижегородское, Омское, Саранское, Смоленское училища, Новосибирский православный богословский институт и другие духовные образовательные организации. В следующем учебном году планируется открытие еще двух регентских отделений на базе Оренбургской и Рязанской духовных семинарий.

Однако проблема на сегодняшний день состоит в том, что регентов готовят в самых разнообразных формах обучения, где-то образование приближено к стандарту среднего специального или даже высшего, в других заведениях довольно далеко от этого. Именно поэтому мы говорим о том, что хотим создать при наших семинариях регентские отделения, факультеты, которые должны соответствовать стандартам.

— Какими Вы видите перспективы развития регентского образования?

– В марте 2016 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии состоялся общецерковный семинар, транслирующий опыт работы Регентского отделения СПбДА. Участники семинара обсуждали условия и качество образовательного процесса, подготовки студентов и выпускников данного отделения. На основе их опыта принято решение о разработке церковного стандарта для обучения регентов.

Разные уровни подготовки абитуриентов, кадрового состава, материально-технической базы духовных учебных заведений продиктовали необходимость разработки двух стандартов образования: среднего профессионального и высшего. По ним пойдут более крепкие регентские школы или отделения.

Программа высшего образования подразумевает бакалавриат, то есть 4 года обучения. Второй стандарт по длительности немного короче – 3 года 10 месяцев, однако требований для его реализации меньше. После разработки и введения стандартов мы сможем лицензировать наши регентские школы, отделения и выдавать выпускникам дипломы. Возможно, в будущем некоторые заведения смогут получить государственную аккредитацию и выдавать документы о соответствующем музыкальном образовании. Но самое главное, что внутри системы образования Русской Церкви тоже возникнет единое образовательное поле, то есть девушки и молодые люди смогут при необходимости поступить или перевестись в другое регентское отделение. Более того, нам станет понятно, что мы учим, какие задачи ставим перед регентами и каких целей добиваемся в рамках всей системы образования Русской Православной Церкви. Это главная задача.

Что касается разработки стандартов, примерных учебных документов, то из числа наиболее опытных руководителей ведущих регентских школ уже сформированы рабочие группы. Их работу возглавила руководитель Регентского отделения СПбДА Елена Михайловна Гундяева.

Поэтапное введение новых стандартов в образовательную деятельность духовных учебных заведений планируется с 2017/2018 учебного года. А обсуждение и утверждение наработанных документов пройдет в октябре 2016 года на семинаре в Ростове-на-Дону на базе Донской духовной семинарии. Через буферный период в несколько лет переход на новые стандарты станет обязательным для всех регентских школ. Это потребует больших материальных вложений, но результат себя оправдает.

— Еще не так давно многие считали, что руководителю приходского хора достаточно иметь профильное музыкальное образование и быть воцерковленным прихожанином (впрочем, последнее также порой оказывалось не обязательным). А какие требования предъявляются к церковному регенту сейчас?

– Несомненно, выпускник регентского отделения должен быть верующим человеком, вести воцерковленный образ жизни, обладать профессиональными компетенциями в музыкальной деятельности, глубокими знаниями в области православного вероучения, истории, культуры, богослужебного устава и церковного обихода, а также иметь психолого-педагогические знания и навыки, которые позволят ему преподавать в воскресных школах, выполнять церковную миссию в мире.

Детальную компетентностую модель выпускников программ высшего образования и программ среднего профессионального образования еще предстоит разработать рабочим группам.

Программа должна соответствовать вузовским требованиям. Будут определены профили обучения хора, хоровое дирижирование и вступительный экзамен. Как и при поступлении в музыкальный или певческий вуз, человек уже должен обладать музыкальными знаниями и навыками. В иных случаях можно говорить о создании подготовительных отделений.

— Что будут регламентировать церковные регентские стандарты? Какие общесистемные и структурные изменения ожидают Регентские отделения? Какие учебные заведения смогут готовить регентов по этим стандартам?

– Цель создания стандартов – задать планку, определить уровень требований, предъявляемых Русской Православной Церковью к программам подготовки регентов. Стандарты определят структуру и содержание учебного плана, трудоемкость и сроки освоения регентских программ, требования к уровню подготовки абитуриентов, к кадровому составу, материально-технической базе, финансированию. Очевидно, что требования к программам высшего образования выше, чем к программам среднего профессионального образования (СПО).

Большинству учебных заведений потребуется увеличить трудоемкость программ и их сроки; продолжительность освоения программ СПО составит 3 года 10 месяца, программ высшего образования – 4 года.

Определять уровень реализуемых программ образовательные учреждения будут самостоятельно. Выдавать выпускникам регентских отделений документы общецерковного образца смогут духовные учебные заведения, которые пройдут процедуры церковной аккредитации программ подготовки регентов.

— В некоторых духовных школах, например, Казанской семинарии, открываются отделения, которые одновременно готовят регентов, псаломщиков и катехизаторов. Считаете ли Вы правильным обучение приходского сотрудника «всему и сразу», или нужна бо́льшая специализация?

– Опыт Казанской семинарии я бы назвал не попыткой научить «всему и сразу», а интересной интеграцией катехизаторского образования в регентское. Он заслуживает анализа и изучения на предмет пользы для других учебных заведений.

Положительный опыт дает Санкт-Петербургская духовная академия, ее регентское отделение предоставляет образец очень высокого профессионализма выпускников. Уже сегодня это фактически вуз, и одновременно с этим СПбДА воспитывает высокую церковную культуру поведения. Также положительный опыт накоплен Смоленской духовной семинарией в ее регентском отделении, в Новокузнецке и в ряде других школ.

Я думаю, что не будет какого-то единственного образца, который всем предложат тиражировать. Стандарт ставит рамки – это означает, что вы должны знать не меньше, чем выучены, и обладать компетенциями не ниже определенного уровня. Если мы именуемся высшим учебным заведением, то должны обязательно выполнять свои задачи. Например, в регентских школах выпускник должен уметь руководить хором, а не только петь. Если это катехизатор, который умеет петь величание, тропари и кондаки, то это все-таки катехизатор, а не руководитель церковного хора. Могут расцветать разнообразные таланты, но регенты пусть будут профессионалами, а не любителями с неопределенным набором навыков. Мы же хотим, чтобы священник был компетентен в богословии и церковном праве, поэтому добиваемся, чтобы семинария дала ему необходимые для будущего служения знания и навыки.

Когда будет разработан стандарт регентской школы, мы будем твердо знать, что должен уметь выпускник. Говоря современным языком, какими компетенциями он должен обладать в своей профессиональной области. И набор этих компетенций будет точно определен в общеобразовательной программе. Я думаю, что это чрезвычайно важно как для нашей образовательной системы, так и для руководителей церковных хоров.

Редакция портала «Приходы»

693 просмотров